Сочинения по русскому языку и литературе
С нашим сайтом написать сочинение проще простого

На нашем сайте 3753 сочинения! Не понравилось одно — найдите другое на эту же тему:

Советы по написанию школьных сочинений. Виды сочинений


Страницы: 1  2  [3]  4  5   (статья разбита на страницы)

Эта форма достаточно хорошо разработана. Сложность заключается в том, чтобы правильно подобрать вступление, подходящее к теме, и ухитриться написать заключение, не повторяя уже сказанного. Обычно в качестве вступления берется рассказ об истории создания произведения или биографическая справка об авторе (или очерк эпохи в целом). Но этот самый легкий путь редко бывает самым удачным, т. к. это несколько устаревший подход к делу - сейчас очень немногие темы требуют именно такого вступления. Например, тема сочинения звучит так: "Нельзя даром обременять землю ("Мертвые души" Н. В. Гоголя)". В ней затронуты общечеловеческие проблемы, поднимаемые автором, и пересказ истории создания поэмы или оЯ"ерк "того шремени" очень сузили бы тему, ограничивая ее какими-то временными рамками. Гораздо уместнее было бы высказать несколько мыслей о непреходящей ценности этого произведения, его созвучности нашим дням (такое вступление подчеркнуло бы связь времен, объединение их "сквозной" темой). А к сочинению "Лирический герой поэмы В. Маяковского "Во весь голос" вступлением могло бы послужить размышление о своем восприятии поэмы и ее автора, отношение к лирическому герою Маяковского в целом (т. е. привычное "заключение");кведь лирика подразумевает прежде всего внутреннее переживание, личное отношение. Если вы не можете подобрать подходящего вступления, лучше обойтись без него вообще, но не нарушать цельности сочинения не подходящим по смыслу куском.

Существует и другая композиция для сочинения-рассуждения, также состоящая из трех частей:

1. Тезис (заявка темы, высказанная основная мысль будущей работы).

2. Антитезис (рассмотрение темы с других сторон, даже контрдоводы к сказанному раньше).

3. Синтез (объединение вышесказанного в какие-то выводы).

Жанр литературно-критической статьи и сейчас широко используется, но он перестал быть единственно возможным. Кроме того, сама логичность, строгость этой формулы более всего подходит к темам 1-го раздела и некоторым разновидностям тем разделов 2, 4, 5. Но в обновленном виде. Надо уходить от штампов, появившихся за долгое время использования этого жанра. Можно посмотреть на старую форму с новой стороны, включить новые элементы (например, стихотворное вступление и т. п.). Без личностного начала эта форма устарела.

В последнее время большое распространение получил жанр сочинения-эссе, т. е. сочинения в свободной форме, эдакого "каскада", потока мыслей по предложенной теме. Как это часто бывает, свободная форма и легче, и труднее строгой. В ней большое значение приобретает композиция, т. е. расположение частей. Она должна создавать видимость "свободного полета" ассоциаций, а на самом деле быть очень продуманной, чтобы все важные моменты темы были раскрыты (а значит, помещены в нужное место и в нужное окружение).

Сочинение должно быть законченным произведением, а не хаотичным набором мыслей "по поводу..." Эссе допускает большую самостоятельность мыслей и суждений, нежели литературно-критическая статья. Этот жанр подошел бы к темам всех разделов, кроме 5-го (хотя он и здесь допустим).

Очень интересны "игровые" формы, близкие иногда к стилизации (т. е. подстраивающиеся под стиль писателя). Это, например, воображаемый диалог автора сочинения с писателем, обращение к главному герою произведения или, наоборот, героя к читателям книги; рассказ книги о своей судьбе и т. д. Близко к игровым формам примыкают сочинения, написанные в одном из жанров собственно художественной литературы: рассказ, детективная новелла, стихотворное послание, пьеса, где действующими лицами являются персонажи разных произведений, сценарий и т. п. Особая любовь к таким жанрам идет от свободы, которую они дают. Но с этим связаны и проблемы. Главная - уместность таких жанров. Далеко не каждая тема допускает трактовку в таком виде. Хорошо подходят такие жанры к темам разделов 2, 3, иногда 4. Но относиться к ним нужно осторожно, только если вы хорошо знаете материал.

Стоит особо сказать о жанре обзора. В теме он обычно особо оговаривается. Выбрав такую форму, вы должны показать умение выделять главное и отмечать необходимое среди множества фактов. Это как бы приведение в систему своих впечатлений или явлений жизни, окрашенное яркой авторской оценкой. Не нужно стремиться к всеохватности, можно сказать о немногом, но действительно важном.

В каком-то смысле противоположен обзору жанр заметок. Если главная трудность обзора в том, что он хорошо выявляет недостатки в анализе, то в заметках можно избежать этих ошибок. Заметки ближе к эссе (в том числе и по трудностям), но более фрагментарны, отрывочны. Здесь речь может идти о каких-то мелких наблюдениях, как бы второстепенных деталях. Но тем важнее, чтобы из них сложилась цельная картина, чтобы было ясно, почему вы остановились на этих "незначительных" фактах, чем они вас привлекли - может, они открывают этого автора с новой стороны или углубляют общеизвестное... Цельность достигается правильным расположением частей. Если вы совершенно свободны в этом материале, то такой жанр подчеркнет ваши сильные стороны (но его желательно оговорить в подзаголовке, например: "А. Блок и революция. (Заметки о загадке поэмы "Двенадцать")".

Некоторые темы очень удачно можно раскрыть в форме сравнения. Сравнение подразумевает наличие двух или более предметов, в которых выделяются их главные особенности. А потом эти главные признаки сопоставляются между собой - сходны они или различны. Важно, чтобы сопоставлялись явления одного плана (например, нельзя сравнивать внешность одного персонажа с социальным происхождением другого). Сравнение можно построить разными способами: сначала рассказать все об одной из сравниваемых частей, а потом - по тем же пунктам - о другой, и сделать обобщение; или по каждому вопросу, пункту одновременно говорить и о той, и о другой части, сразу делая выводы. Сравнение может строиться на сходстве явлений, персонажей, произведений или на их контрасте (этот прием очень выразителен). Следует помнить, что сравнивать надо именно главные, существенные признаки (например, наличие у одного героя бородавки и отсутствие ее у другого вряд ли будет являться существенным для их характеристики). Иногда бывает трудно выбрать, что именно существенно; часто маленькая деталь много говорит о характере человека (вспомним хотя бы красные трудовые руки Базарова и нежные, холеные, белые -Павла Петровича Кирсанова в романе И. С. Тургенева "Отцы и дети"). Важно и то, что даже в самых похожих произведениях есть отличия, которые надо отметить и подумать об их значении; и даже в самых различных явлениях должно быть что-то их объединяющее, иначе их вообще нельзя сравнивать (вспомните известную поговорку: "не путай божий дар с яичницей"). Для тех, кто пишет сочинение в форме сравнения, очень важна наблюдательность и знание цели: ради чего это сравнение проводится, к какому выводу вы хотите привести читателя?

Страницы: 1  2  [3]  4  5   (статья разбита на страницы)






Это важно знать



Здесь можно скачать любое сочинение бесплатно