Сочинения по русскому языку и литературе
С нашим сайтом написать сочинение проще простого

На нашем сайте 3753 сочинения! Не понравилось одно — найдите другое на эту же тему:

Советы по написанию школьных сочинений. Виды сочинений


Страницы: 1  [2]  3  4  5   (статья разбита на страницы)

2. На первый взгляд, это самые простые темы - вы сами их формулируете: пиши, о чем хочешь, то, что знаешь. Но в этой простоте и скрыт подвох. Обычно знаний об авторе оказывается больше, чем на одно сочинение, высказать хочется все, и вместо темы получается "сборная солянка". Здесь самое главное - уметь для себя четко определить, что именно вы хотите и можете рассказать лучше всего, и безжалостно отсечь все остальное. Большое значение имеет правильный выбор произведений для аргументации ваших мыслей. Зато в таких темах большой простор для выражения вашего личного отношения; в них не обязателен длинный и подробный анализ, можно вообще ограничиться одним произведением (хотя совсем без анализа не обойтись). Здесь вы сами можете выбирать, что будет преобладать в сочинении: рациональный или эмоционально-образный подход. Например, по творчеству М. Булгакова возможны формулировки: "Интеллигенция в произведениях М. А. Булгакова" (т.е. вы как бы превращаете тему в "сквозную", отсюда логическое построение, как в теме 1); "Любимые страницы романа "Мастер и Маргарита" (тема становится более свободной, эмоциональное восприятие может свести анализ к минимуму, интересно ваше личное мнение); "Сложные судьбы русских писателей. М. А. Булгаков" (тема становится публицистической; вы можете почти не обращаться непосредственно к литературным произведениям).

3. Сама формулировка может отличаться, но главным остается одно - "мое", личное отношение к предмету, особенная индивидуальная точка зрения. Она не может быть оценена как "правильная" или "неправильная", она субъективна и этим ценна (не правда ли, это сильно помогает преодолеть страх перед оценкой?). Но не сгоит брать эту тему, если ничего своего, особенного вы не можете сказать об этом авторе или произведении. Здесь неуместно изложение чужих статей или критической литературы (если они никак не связаны с вашим восприятием). Единственным требованием является то, что ваша мысль, чувство должны быть убедительны. Нельзя ограничиться высказываниями типа "люблю просто так, ни за что" или "не нравится, и все тут". Нужно попытаться "заразить" других своим ощущением, убедить в его праве на жизнь.

Такие темы для эмоциональных людей, не для "сухих" аналитиков. (Но это не значит, что в работе не должно быть логики. Просто это другая логика, логика образа, а не математической формулы). Нужно предостеречь и от такой ошибки: формулировка "Мой..." подразумевает, что если вы активно не принимаете этого автора, то и не имеете морального права писать о нем как о своем. Это не относится к похожим, но не так ориентированным темам (например, "Мое восприятие творчества..." или "Как я понимаю. ..").

4. Свободная. Темы этого разряда привлекают свободой для самовыражения. Задавая направление, тема не ограничивает формулу. Вы можете сами выбирать авторов (а это много значит), обращаться к любимым произведениям. Такая тема - выход для человека, далекого от интереса к литературному процессу (он может попробовать себя как автор, сам побывать "в шкуре" литератора).

Но большая свобода - это и большая ответственность. Создавая новый текст, вы должны знать законы его существования, правила письма. Вы вольны выбрать стиль, жанр, позицию автора. Но часто это может привести к просчетам из-за обманчивой легкости. (Пишущий по незнанию может воспринять свободу как вообще отсутствие всяких рамок). Мы бы посоветовали эту тему особенно тем, у кого есть опыт литературного творчества. А остальным следует обращать особое внимание на свою речь. Если вы решили писать на такую тему, отталкиваясь от литературных произведений, то ваша работа может строиться по принципам, уже описанным для тем предыдущих разрядов. Интересны бывают сочинения, построенные на сопоставлении собственных впечатлений и какого-либо литературного произведения (попробуйте сравнить ваше восприятие и восприятие кого-нибудь из известных мастеров слова).

5. "Опыт обзора или анализа". Темы такого плана предназначены для достаточно узкого круга людей, серьезно интересующихся публицистикой.

Но эти темы хороши и для тех, кто предпочитает жизнь литературе. В этих случаях сочинения будут написаны на качественно разных уровнях (но для многих это реальный шанс добиться хотя бы минимального успеха в сочинении). В отличие от предыдущих тем, такая тема более ограничена по форме, чем по содержанию, но и тут могут быть интересные находки. Сложность здесь именно в умении сочетать личное восприятие с объективностью анализа. Вы можете проявить себя с лучшей стороны в такой теме, если вы вообще склонны задумываться над окружающими вас явлениями, искать причину удач и просчетов. Плюс такой темы еще и в том, что она может быть раскрыта без ссылок на литературные источники, только на собственном опыте (хотя, может быть, именно привлечение таких ссылок станет главным достоинством вашего сочинения - если вы подкрепите свои высказывания авторитетными цитатами).

Для абитуриентов, особенно поступающих в вузы негуманитарного профиля, среди тем может оказаться та (или те), которая непосредственно относится к будущей профессии или затрагивает круг профессиональных проблем. Например: "Плюсы и минусы преподавания основ права в школе" или "В чем я вижу смысл работы экономиста в наше время" и т. п. Раз вы выбрали эту профессию, то для вас не составит труда перед сочинением привести свои мысли по поводу причин этого выбора в систему, а может быть, даже сделать несколько универсальных заготовок (например, как можно начать или закончить такое сочинение).

Мы бы не хотели напугать вас описанием сложностей при раскрытии каждой из тем. Считайте это лишь предостережением от возможных ошибок по невнимательности. Зато теперь ясно, как важно точно определить склад вашего мышления (склонны ли вы к размышлениям, анализу или, наоборот, очень импульсивны, разбросанны и эмоциональны и т. д.). Не надо обольщаться, увидев знакомое имя писателя в теме сочинения. Возможно, несмотря на все ваши знания по этому вопросу, именно эта тема вам противопоказана.

Непосредственно с выбором темы связан выбор жанра (формы) сочинения. Взаимосвязь формы и содержания такова, что тема (содержание) часто диктует, задает жанр (форму), но может получиться и так, что жанр поможет сформулировать тему или превратить невыгодную формулировку темы в тему вашей мечты.

Какие же бывают жанры?

Традиционно сочинение признавалось только (чаще всего) в одной форме - сочинение-рассуждение в жанре литературно-критической статьи. Для такой классической формы существовала классическая композиция из 3 частей:

I. Вступление.

II. Основная часть (тема и ее раскрытие).

III. Заключение (Мое отношение к теме).

Страницы: 1  [2]  3  4  5   (статья разбита на страницы)






Это важно знать



Здесь можно скачать любое сочинение бесплатно