Сочинения по русскому языку и литературе
С нашим сайтом написать сочинение проще простого

На нашем сайте 3753 сочинения! Не понравилось одно — найдите другое на эту же тему:

Советы по написанию школьных сочинений. Виды сочинений


Страницы: [1]  2  3  4  5   (статья разбита на страницы)

Из всех видов проверочных работ по родному языку и литературе в школьной практике сочинение традиционно считается самым трудным. Для этого есть свои основания. Одно из них - некоторая расплывчатость ожиданий и требований к сочинению, существовавшая до недавнего времени. Действительно, что проверяет оно? Сумму знаний о литературе, полученных за годы обучения в школе? Умение правильно писать и грамотно излагать свои мысли? Умение ориентироваться в сложных вопросах литературоведения? Или умение свободно, нетрадиционно мыслить и творить? В зависимости от ответа на этот вопрос менялись и подходы к сочинению. Нельзя сказать, что сейчас мнение на этот счет наконец определилось. Но одно совершенно ясно. Именно эта многоплановость, возможность различных точек зрения и является преимуществом сочинения, определяет его долголетие и перспективность как формы экзаменационной работы (по сравнению с диктантом и изложением).

Само название "со-чинение" (однокоренное слову "чинить" - делать, творить) предполагает большую свободу автора, большую долю присутствия в произведении творящей личности (в данном случае - пишущей). И как любое творчество, оно имеет свои законы и свои секреты мастерства. Надеемся, что предлагаемая вашему вниманию статья поможет разобраться хотя бы в некоторых из них.

Начнем с самого насущного, хотя и не самого простого - выбора предмета. Невозможно создать что-либо стоящее в области, где ты не ориентируешься, которая тебя не интересует, не привлекает. Это тем более верно, когда относится к литературе, ведь она обращена в первую очередь к эмоциональной стороне человеческой натуры, образному восприятию. Поэтому и объект здесь двойственный: с одной стороны, литература как искусство, нечто внешнее по отношению к человеку - читателю, и с другой стороны - ваше читательское воспринимающее "я", субъективный фактор. Подумайте, где эти две линии пересекаются, что именно в литературе, во внешнем мире интересует вас как читателя, что вам более всего нравится, в чем вы чувствуете себя наиболее свободным, знающим. Успех предстоящего дела во многом зависит от того, насколько широка будет выбранная вами область (ведь чем она обширнее, тем больше вероятность, что в нее попадут те темы, которые могут быть предложены вам на экзамене). Зачем это нужно? Давно известно, что лучше всего Сдается та импровизация, которая заранее подготовлена. Не менее популярна и следующая мысль: "Нельзя объять необъятное". Невозможно заранее подготовить себя к размышлению о литературе в целом, во всем ее многообразии (особенно учитывая те высокие требования, что сегодня предъявляются к сочинениям). Но вполне можно оградить себя от многих неожиданностей в наиболее вам близкой области, которую вы сами для себя ограничите. Если вы больше любите классическую литературу, то перед экзаменом вы вполне успеете просмотреть еще раз прочитанные вами произведения А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого, М. Е. Салтыкова-Щедрина... А если вам близка современность, то это же время вы с большим успехом потратите на ознакомление с последними публикациями в литературных журналах, новинками, вышедшими из-под пера современных писателей: В. Астафьева, А. Приставкина, В. Распутина, В. Белова, А. Солженицына и др. Ваше право обратить большее внимание на исторические романы или публицистику, выбрать эпопею или лирику (но помните о вышесказанном: не стоит зацикливаться на каком-то очень узком участке). Если вы осведомлены о приблизительном круге тем, вы можете отправиться в библиотеку и попросить библиографа подготовить справку по интересующему вас вопросу (например, список критических статей).

Есть некоторая разница между выпускным сочинением, сочинением на вступительных экзаменах или обычным "рабочим" сочинением на уроке литературы. Но общие закономерности в выборе тем существуют. В темах экзаменационных сочинений обычно представлены различные периоды русской литературы (например, XIX и XX вв., романтизм и реализм прошлого века), различные виды ее (эпос, лирика, драма), а также различные подходы к самому сочинению. Так, в 1994 г. в выпускном сочинении за курс полной средней школы (11 кл.) предлагался примерно следующий перечень тем:

1. "Сквозная" тема русской и мировой литературы (по творчеству одного или нескольких авторов). Например: Тема дороги в творчестве Н. В. Гоголя.

2. Тему формулирует учащийся по творчеству предложенного писателя. Например, по произведениям Л. Н. Толстого.

3. "Мой..." Например: Мой Есенин.

4. "Свободная" (или публицистическая) тема по литературным произведениям или личным впечатлениям. Например: Путешествие по России.

5. "Опыт обзора или анализа". Например: Мой любимый журнал.

В теме может быть специально оговорено, на материале одного или нескольких произведений нужно строить свою работу (обратите на это особенное внимание).

Для правильного выбора темы вы должны оценить, насколько она вам подходит и соответствуете ли вы ее условиям. В этом вам помогут несколько вопросов, заданных самим себе:

а) входит ли тема в круг ваших интересов?

б) располагаете ли вы необходимыми сведениями о данном авторе и его произведениях?

в) достаточно ли количество прочитанных вами художественных произведений по этой теме? Насколько свободно вы владеете материалом (даже если не прочитали, то можете ли ориентироваться в содержании подходящих к теме книг)?

г) понятна ли вам формулировка темы? Есть ли у вас свое мнение на этот счет?

д) соответствует ли тема складу вашего мышления?

Если на большинство вопросов вы ответили "да", то тема выбрана правильно. Если ни одна тема из предложенных не отвечает вашим запросам, то не. надо отчаиваться. Вряд ли найдется тема, по которой, после некоторого раздумья, вам совсем нечего было бы сказать. Тогда выберите наиболее приятную для вас из всех возможных тему и постарайтесь превратить свои недостатки в достоинства (как это сделать, будет сказано чуть позже). Среди названных "самовопросов" последний может показаться самым непонятным и даже излишним. Но только на первый взгляд. На самом деле он может оказаться наиболее полезным в трудной ситуации и оказать решающее действие на ваш выбор. Для пояснения нужно сказать, что каждая тема по сути имеет свои достоинства и недостатки. Несколько слов о каждой.

1. "Сквозные" темы обращены к общим проблемам, образам, си^ациям, художественным приемам, существующим в искусстве. Они повторяются из поколения в поколение у разных писателей, ибо вечно волнуют человечество, или пронизывают красной нитью творчество одного автора. Выбор этой темы предполагает хорошую теоретическую подготовку, общелитературную эрудицию, свободное владение терминологией и текстовым материалом. Если вы не уверены в своих склонностях к литературе, советуем не брать ее - она может выявить все пробелы в знаниях (если вы специально не подготовлены именно по этой теме). Однако она может подчеркнуть все ваши достоинства; сочинения на подобные сложные темы всегда выше ценятся. Здесь есть несколько подводных камней, т. е. опасностей: говоря сразу о многом, можно не сказать ничего конкретного или, наоборот, увлечься чем-то одним в ущерб другому и не раскрыть тему полностью. Выбравший эту тему должен обладать аналитическим складом ума, уметь сравнивать, находить общее в, казалось бы, далеких явлениях и видеть различия в напрашивающемся сходстве. Нужно уметь логически убедительно располагать мысли. В то же время у вас должен быть свой подход к этому вопросу, который бы позволил привести разные факты в систему (как бы стержень темы, свой критерий отбора).

Страницы: [1]  2  3  4  5   (статья разбита на страницы)






Это важно знать



Здесь можно скачать любое сочинение бесплатно