Сочинения по русскому языку и литературе
С нашим сайтом написать сочинение проще простого

На нашем сайте 3753 сочинения! Не понравилось одно — найдите другое на эту же тему:

Сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина как политическая сатира

Не понравилось сочинение?
У нас есть еще 6 похожих сочинений. Показать

Салтыков-Щедрин - один из крупнейших сатириков мира. Всю свою жизнь он посвятил борьбе за освобождение русского народа, критикуя в своих произведениях самодержавие и крепостничество, а после реформы 1861 года - пережитки крепостного права, оставшиеся в быту и психологии людей. Сатирик критиковал не только деспотизм и эгоизм угнетателей, но и покорность угнетаемых, их долготерпение, рабскую психологию. Понимая, что революцию может сделать только народ, Щедрин старается разбудить самосознание народа, зовет его на борьбу. Во всей красе раскрылся талант сатирика в его сказках. Этот жанр позволяет скрыть истинный смысл произведения от цензуры. В сказках Щедрин раскрывает тему эксплуатации народа, дает уничтожающую критику паразитизму дворянства, чиновникам - всем тем, кто живет народной трудом. В сказке «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормив» писатель изображает двух генералов, которые попали на необитаемый остров.

Два крупных чиновники всю свою жизнь прослужили в регистратуре, которую потом «за ненадобностью отменили. Попав на остров, генералы-дармоеды чуть не съели друг друга. НЕ оказался на острове мужика, бездельники так и умерли бы с голоду, хотя на острове было множество плодов, рыбы и всякой живности. Насытившись, генералы вновь приобретают уверенность в себе. «Ишь, как хорошо генералом быть», - говорит один из них. В этой сказке Салтыков-Щедрин разоблачает паразитизм, полную неспособность людей, которые давно отвыкли от труда. Позже Чехов в пьесе «Вишневый сад» покажет нам Гаева, зрелую человека, которому старый лакей Фирс надевает штаны. Оказался Гаев на необитаемом острове, он так же, как и генералы, умер бы с голоду. Генералам не приходит в голову, что эксплуатировать мужика - это позорно и безнравственно, они полностью уверены в своем праве, что на них должен кто работать. Сатирик пишет: «Вернувшись обратно в Петербург, генералы денег загребли, но и мужика не забыли: выслали ему рюмку водки и пятак серебра. Веселись, мужичина. С такой же силой Салтыков-Щедрин разоблачает самодержавие в сказке «Медведь на воеводстве». Лев в свое дальнее воеводство посылает Топтигиных для усмирения «внутреннего супостата». Во династией Топтыгин Щедрин подразумевает придворных слуг господ. Три Топтыгина сменяют друг друга на посту в дальнем воеводстве. Первый и второй воеводы занимались разного рода злодеяниями: первый Топтыгин - мелкими (Чижика съел), второй - крупными (забрал у крестьян корову, лошадь, двух овец, «за что мужики осерчалы и убили его». Третий Топтыгин не хотел кровавых злодеяний, он пошел либеральным путем, за что мужики много лет присылали ему то корову, то лошадь, то свинью, но наконец, лопнуло терпение мужиков, и они расправились с воеводой. Вэтой расправе ясно видятся стихийные бунты крестьян против своих угнетателей. Салтыков-Щедрин показал, что недовольство народа обусловлено не только произволом наместников, но и порочность всей самодержавной системы. Сатирик не уставал изобличать пороки самодержавия и в других своих сказках. В сказке «Орел-меценат» выдающийся писатель показал отношение верхов к искусству, науке и образовании. Он делает один вывод, «что орлы для просвещения не нужны».

В сказке «Премудрый пескарь» Салтыков-Щедрин высмеивает мещанство («жил дрожал и умирал дрожал»). Также неравнодушен Салтыков-Щедрин и к идеалистов-утопистов (сказка «Карась-идеалист»), Писатель утверждает, что не словами, а решительными действиями можно достичь счастливого будущего, и сделать это может сам народ. Народ в сказках Салтыкова-Щедрина талантливый, самобытный, жизненно сообразительный. Мужик делает из собственных волос невод в сказке о генералах. Писатель-гуманист полный горечи за свой многострадальный народ, утверждая, что он своими руками «вьет веревку, ему потом накинут на шею угнетатели. Образ лошадь из сказки Салтыкова-Щедрина - символ порабощенного народа.

Свой стиль Щедрин называет эзоповским, в каждой сказке присутствует подтекст, различные иносказания. Тесно связаны сказки Салтыкова-Щедрина с народным творчеством: он часто употребляет народные пословицы и выражения. Литературное наследие Салтыкова-Щедрина, как и всякого гениального писателя, принадлежит не только прошлому, но и настоящему, и будущему.


Похожие сочинения:






Читайте также:



Это важно знать



Здесь можно скачать любое сочинение бесплатно