Сочинения по русскому языку и литературе
С нашим сайтом написать сочинение проще простого

На нашем сайте 3753 сочинения! Не понравилось одно — найдите другое на эту же тему:

«Камерная поэтесса» (гражданская лирика А. Ахматовой)


И знаем, что в оценке поздней Оправданная будет ежечасно ... Красавица, «европейка нежная», познавший вкус славы после выхода первого сборника стихотворений, избалованная увлеченным вниманием поклонников и друзей, привыкшая к окружению и поклонения лиц знаменитых и талантливых, - ее рисовали известные художники, великие поэты посвящали ей стихи - при этом слишком самобытна, что слишком уверена в себе ... Такая неудобная! И - слишком заметная на литературном небосклоне. Ее не печатали, обливали грязью. Как она, вероятно, раздражала чиновников от литературы своим нежеланием к ним приспособиться. «Камерная поэтесса» - это было далеко не худшее из их определений. Ей было 25, когда в ее изысканный, наполненной красотой, любовью, литературой, служением Музе мир ворвалась война. «Мы на сто лет состарились, и это тогда случилось в один час», - начинается стихотворение «Памяти 19 июля 1914.

«Из памяти, как груз отныне лишний, Исчезли тени песен и страстей. Ей - опустевшей - приказал всевышний Стать страшной книгой грозовых вестей. Да и трудно думать и писать о другом, когда повсюду «Над ребятами стонут солдатки, овдовевший плач по деревне звенит. Она - и поэт, и женщина. Воображение художника и чувства жены, матери. Пусть трубят газеты о Героизм, Подвиг, Славу - кто лучше нее поймет чувства той, чей муж или сын не вернулся домой? И что такое героизм перед горечью потери? Или для того я носила Я когда на руках ... ... Без неделе двадцать лет Он глядел на божий свет. После революции встал вопрос об эмиграции. Выехало так много близких! Но слишком дорогой оказалась родная земля, родной язык.

Мне голос был. Он звал отрадно ... Он говорил: «Иди сюда, Оставь свой край глухой и грешный, Оставь Россию навсегда. Я кровь от рук твоих отмоет, Из сердца выну черный стыд, Я новым именем покрою Боль поражений и обид» , Но равнодушно и спокойно Руками я замкнула слух, Чтоб этим вещанием недостойным, Не опоганився скорбный дух.

Стихи эти не прошли незамеченными среди эмигрантов, много кто упрекал ее в том, что она служит Советам, вместо того, чтобы уехать, служить искусству и той России, и тем самым отдает себя и свою страну. Она же считала предательством бросить Родину «на растерзание врагам» - и эту строку можно считать программным для послевоенного периода творчества Ахматовой.

Не с теми я, кто бросил землю На растерзание врагам. Их грубых лести я не услышу, Им песен я своих не дам.

Надо сказать, что это обещание - «им песен я своих не дам» - она сдержала - хотя для этого необходима была немыслима мужество, и что, собственно, превратила всю ее жизнь в одно сплошное преследование. После революции несчастья следовали одно за другим. Был расстрелян Гумилев, ее колышетней человек; друзья и подруги ехали, погибали или просто пропадали. «Любит, любит кровушку Русская земля», - пишет она после смерти Николая Степановича. С 75-го года ее печатают очень редко. К этому времени она уже сделала свой выбор - неучастие. Нет возможности печататься - есть возможность писать, называя вещи своими именами. Она изучает Библию, древних авторов, Шекспира, Пушкина. И - никакой конъюнктуры. Отвозят в тюрьму сына Льва. Она проводит бесконечные семнадцать месяцев в тюремных очередях - и пишет стихи, которые затем составят поэму «Реквием». «Как-то раз кто-то« узнал »меня. Тогда женщина, стоящая за мной, с голубыми губами, которая, конечно, никогда в жизни не слышала моего имени, опомнилась от свойственного нам всем оцепенения и спросила меня на ухо (там все говорили шепотом):

А Вы это можете описать? И я сказала: - Могу.

Тогда-то вроде улыбки скользнуло по тому, что некогда было ее лицом. Какой бесстрашием нужно было быть, чтобы в те годы составлять такие стихи - и читать их знакомым, когда посадить и расстрелять могли за то, что слушал - и не донес. Но ни один из многочисленных слушателей не видел ее. В то время как официальная пресса или не замечала ее, или критиковала за «камерность», стихи ее переписывались от руки, изучались наизусть - и читались везде, в том числе и в тюремных камерах. Их искренность и глубина ценились читателями куда больше, чем «образцовость» официальной поэзии. Началась Великая Отечественная война. Ахматову она догнала в Ленинграде. Когда, после революции, она не смогла покинуть Россию, теперь для нее так же немыслимо представить, что можно отдать ее врагу. Никто не заказывает ей стихи. Они пишутся по велению сердца - и сразу получают всенародную популярность. В критическое время, под бомбежками, она оказывается нужна - даже «Правда» не брезгует ее стихами, печатает знаменитую «Мужество».

Не страшно под пулями мертвыми лечь, Не горько остаться без крова, - И мы сохраним тебя, русская речь, Великое русское слово Свободным и чистым тебя пронесем, И внукам дадим, и от плена спасем Навеки.

После войны Ахматову поздравили на многолюдных митингах и литературных вечерах. Ей устраивали овации. Вероятно, эта - слишком заметна - популярность поэтессы и вызвала реакцию властей. В 1946 году вышла в свет постановление ЦК ВКП (б) «О журналах" Звезда "и" Ленинград "», а затем выступил и секретарь ЦК ВКП (б) Жданов. Ахматова вновь была объявлена «вне закона» - вне литературой. «Что взбесился Барин», «убогий диапазон поэзии» ... Ее выгнали из Союза писателей и запретили печататься. «Ну что ж, это уже было. Забудут? - Вот чем удивили! Меня забывали не раз. Сто раз я лежала в могиле, где, может быть, я и сейчас. А муза и глохли и слипнула, в земле зотливала зерном, чтобы после, как Феникс из пепла, В эфире восстать голубом ». В то время, когда «народные поэты» печатали «Гражданские стихи», прославляя генеральную линию партии, Анна Ахматова прошла тот же трудный путь лишений и потерь, вечного ожидания, что и вся ее страна. Она имела полное право о себе сказать: «Я была тогда с моим народом. Там, где мой народ, к несчастью, был ». Этим она заслужила искреннее звание народного поэта и тем, что, в отличие от многих и многих, не изменила ни своему таланту, ни друзьям, ни взглядам. Хотя иногда это было очень трудно.

Из-под которых руин говорю, Из-под которого я кричу обвала, Как в негашеной извести горю

Под сводами вонючего подвала, - пишет она в 1959 году. Но и тогда надежда не покидает ее, недаром стихотворение заканчивается строками:

И все же услышат голос мой, И все же опять ему поверят.

Но не своя судьба ее тревожит. Создание мемориала жертвам сталинских репрессий - вот что занимает Ахматову в конце 50-х - начале 60-х годов. Совесть не позволяла ей славить происходящее в стране - и «мешает» стать официально признанным «всенародным поэтом». «И проходят десятки лет. Пытки, высылки и смерти ... Петь я В этом ужасе не могу », - так она писала в« Поэме без героя ». Возможно, ей было легче выстоять, потому что она рано поняла, что талантливый. Ахматова слишком уважала поэзию, а значит и себя - как Поэта, чтобы пресмыкаться перед кем-либо из страха или ради «каких-то благ. «Поэт - это тот, кому ничего нельзя дать и у кого ничего нельзя отнять», - ее любимая фраза. Ее судьба - образец достоинства, силы и мужества. Маленькая хрупкая женщина, которую не смогла сломить вся государственная машина.

Ула, в земле зотливала зерном, чтобы после, как Феникс из пепла, В эфире восстать голубом ». В то время, когда «народные поэты» печатали «Гражданские стихи», прославляя генеральную линию партии, Анна Ахматова прошла тот же трудный путь лишений и потерь, вечного ожидания, что и вся ее страна. Она имела полное право о себе сказать: «Я была тогда с моим народом. Там, где мой народ, к несчастью, был ». Этим она заслужила искреннее звание народного поэта и тем, что, в отличие от многих и многих, не изменила ни своему таланту, ни друзьям, ни взглядам. Хотя иногда это было очень трудно.

Из-под которых руин говорю, Из-под которого я кричу обвала, Как в негашеной извести горю

Под сводами вонючего подвала, - пишет она в 1959 году. Но и тогда надежда не покидает ее, недаром стихотворение заканчивается строками:

И все же услышат голос мой, И все же опять ему поверят.

Но не своя судьба ее тревожит. Создание мемориала жертвам сталинских репрессий - вот что занимает Ахматову в конце 50-х - начале 60-х годов. Совесть не позволяла ей славить происходящее в стране - и «мешает» стать официально признанным «всенародным поэтом». «И проходят десятки лет. Пытки, высылки и смерти ... Петь я В этом ужасе не могу », - так она писала в« Поэме без героя ». Возможно, ей было легче выстоять, потому что она рано поняла, что талантливый. Ахматова слишком уважала поэзию, а значит и себя - как Поэта, чтобы пресмыкаться перед кем-либо из страха или ради «каких-то благ. «Поэт - это тот, кому ничего нельзя дать и у кого ничего нельзя отнять», - ее любимая фраза. Ее судьба - образец достоинства, силы и мужества. Маленькая хрупкая женщина, которую не смогла сломить вся государственная машина.






Читайте также:



Это важно знать



Здесь можно скачать любое сочинение бесплатно