Сочинения по русскому языку и литературе
С нашим сайтом написать сочинение проще простого

На нашем сайте 3753 сочинения! Не понравилось одно — найдите другое на эту же тему:

Иван Драч о роли поэзии


В литературном наследии Ивана Драча находим ряд стихов, в которых поэт излагает свое кредо - есть взгляды на роль и задачи художественной литературы, в частности поэзии. Так, в стихотворении «Баллада двоих» он ищет слово, надеясь, что в нем «остыла адская нрав, Сознательная слова, как меч». В «Триптихе о словах» поэт искренне исповедует свое заветное желание: «Да прагнеться точнее быть в слове ... А зогришилы в ланцетогострий языке - в чад немоты ныряет голова». Поэта привлекает игра на скрипке, «где брунькуе слово, где зреет слово ...» Трогательно и сердечно ведет он беседу в стихотворении «Стихи»:

Дивосвите мой, мое сладкое беду, Только руки твоей узенькой касаюсь губами, - когда же поцелую тебя в уста, но если ты не отклонит их, пламенная жар-птица ... Люблю тебя, грациозную и юную ... касаюсь пером бумаги - ток запираю, соединяюсь с тобой, единственная.

Тему творчества, активности и порядочности художника Иван Драч не обходит и в одной из последних своих книг «Тележинцы» (1985). Афористично звучат строки: Разве ждать платы за добро? Пусть в руке сломается перо, Что за добро добра себе чека! Поэт остро бичует тех «творцов», что «сплетничали, патякалы, несли, пооб-шмулювалы языки» (стихотворение «невозмутимость». И вот следствие такой, с позволения сказать, «словотворчества»: Торг идиллий, идей, идеалов Из-под полы, а то просто с руки. И становилось все больше Все, А ИКАР - как раз наоборот. В центре произведения «Перо» (сборник «Протуберанцы сердца», 1965) - персонифицированный образ пера, к которому обращается лирический герой. Обращается как к живому существу, употребляя отдельные слова и выражения, по значению друг друга. Так, перо - «скальпель огненный», «жестокий злодей», «дикий зов» и одновременно перо - «первоцвет мой перволюб мой». Мир, в котором действует лирический герой, сложный, полный серьезных противоречий. В стихотворении об этом четко сказано: жизненное пространство неоднородно (дни карие, пугливые, неутешительные, лучезарно легкомысленные, горбатые, мозильни, продажные и дни лаконичные, виноградные, теплые, дни добродетелей. Такой неоднородный и неоднозначный мир, в котором живет действующее лицо с пером («огненным скальпелем в руках».

Иван Драч неслучайно поставил логическое ударение на словах «дни эти наказании» и «янычары». Эпитет наказании »указывает не на цвет. В восточных языках слово «кар» означает камень. Итак, дни суровые - карри (каменистые) и их надо вскрывать до середины («куда не дойдут янычары ... в обманной словоблудний игре». В переносном смысле янычар это манкурт, человек, который потерял историческую, национальную, духовную память, человек-оборотень, у которой нет ничего в душе, которая отреклась родного языка, культуры, истории - всего духовного мира родного народа. Против таких злодеев и выступает Иван Драч в своем стихотворении «Перо».

Кого обвиняет в страшной трагедииавтор «Чернобыльской Мадонны?

В волшебном Полесском крае севернее Киева - там, где тиховодной Припять и очарована Десна несут свои воды в могучего Днепра, построили страшного монстра - Чернобыльскую атомную электростанцию. Плакали от радости - крупнейшая, самая мощная в мире ...

И вот в апреле 1986 года случилось непоправимое: «мирный атом» взорвался, разнес смертоносную радиоактивное облако на полмира. Больше всего досталось Украине, Беларуси, России. Взрыв этот потряс весь белый свет, всю планету. О страшной чернобыльской трагедии написаны романы, повести, очерки, публицистические статьи, сняты документальные кинофильмы.

В страдающему сердце поэта-мыслителя Ивана Драча родилась поэма «Чернобыльская Мадонна». Жанр произведения определил сам автор: поэма. Однако это может быть и поэма-трагедия, и скорбная песня. Тяжело пишу, горестно размышляю, Словами горькими наполняю лист, - так начинает автор свое произведение. Поэма звучит полифонично. Высокое, библейское перемежается с разговорным, бытовым. А то «бытовое» - «... слезы и ад, кровь и ужас ...» С строк «Пролога» мы узнаем, как трудно подступиться к изображению задуманного: «Ты пытался писать о ней, Она пишет тобой, как неуклюжей ручкой, как ничтожным пером, как карандашом торопливыми и ошалелый ... »Вот почему герой произведения« завидует всем, у кого есть слова ... в кото краски есть ... »Ужасная мертвая Чернобыльская зона ... Как спастись от распространения радиации? Читаем лаконичные, но страшные «вопрос без ответа»:

Все колодцы в целлофановых кисет, Все колодцы затушковани. Посему одно-единственное, Где найти километра целлофана На рукотворное Киевское море Или хотя бы на Десну заколдованную, С какой Киев пьет воду?

Лейтмотивом «Оды молодости» - одного из глав поэмы - проходят слова: «Когда умирать - уже молодым» Но концовка «Оды» недвусмысленно заканчивается следующим обобщением: За власть безмерность, за карьеры и премии, как будто на войне, снова выход один. За мудрость всемирно глупых академий Платы бессмертием - жизнью молодым ...

Это словосочетание «мудрость глупых академий» (оксюморон) прозрачно намекает на виновников Чернобыльской трагедии. Над тобой склонилась, политик, ли узнал ты эту мать-вдову? С миллиардом поганьблених деток Она судьбу несет мировую? Узнал ли ты ее, ученый ... ее взгляд на тебя огненный. Может, впервые в мировой философской лирике Ивак Драч задал вопрос,, правомочен вообще развитие научной мысли, направленный на изобретение орудий массового убийства, если даже «мирный атом» на Чернобыльской АЭС привел к таким ужасным последствиям. Или не похож человеческий разум змеи, сама себя жалит и погибает от своей отравы. «Крещатикская мадонна» - последняя перед «эпилог» трагическая песня поэмы. В ней сфокусировались все ужасы трагедии:

В толпе Крещатицкого дня Ты босая шла ты, седая Екатерина - все от нее шарахаются, своим видом женщина нагоняет страх. Родив мертвого сына тогда, в тот апрель, когда ее «накрыла и нечистая сила», женщина обезумела ... С лохмотья куклу ты несешь - куда? Разве в психиатричку?

Раздел «Крещатикская мадонна» - кульминация, финал поэмы. Это крик души поэта. Это его жгучую боль. Аллегорически и символически звучат последние строки поэмы:

Несет седая чернобыльская иметь Эту планету ... Это больное дитя! В своем произведении Иван Драч открыто называет виновников трагедии. Это ученые и политики, государственные функционеры, так и не были справедливо наказаны. Особого обострения этот мотив приобрел в разделе «Размышления во время открытой Чернобыльского суда в закрытой зоне на старую тему: Ирод и Пилат. Обращаясь к евангельских персонажей, непосредственно виновных в распятии Христа, поэт видит в них вечные черты преступников, проступают и у наших современников, способных ловко «умыть руки», т.е. избежать ответственности. Вопрос отвода совести существовало всегда, но решать его приходится каждому отдельно, хотя бы при каких времен он жил. Болезненный встал оно и для И. Драча. Он осуждает и себя самого за ложные увлечение идеей научного прогресса (в «Полесской легенде» благословляют неестественный роковой брак целомудренной Припяти с коварным «мирным» атомом.

исня поэмы. В ней сфокусировались все ужасы трагедии:

В толпе Крещатицкого дня Ты босая шла ты, седая Екатерина - все от нее шарахаются, своим видом женщина нагоняет страх. Родив мертвого сына тогда, в тот апрель, когда ее «накрыла и нечистая сила», женщина обезумела ... С лохмотья куклу ты несешь - куда? Разве в психиатричку?

Раздел «Крещатикская мадонна» - кульминация, финал поэмы. Это крик души поэта. Это его жгучую боль. Аллегорически и символически звучат последние строки поэмы:

Несет седая чернобыльская иметь Эту планету ... Это больное дитя! В своем произведении Иван Драч открыто называет виновников трагедии. Это ученые и политики, государственные функционеры, так и не были справедливо наказаны. Особого обострения этот мотив приобрел в разделе «Размышления во время открытой Чернобыльского суда в закрытой зоне на старую тему: Ирод и Пилат. Обращаясь к евангельских персонажей, непосредственно виновных в распятии Христа, поэт видит в них вечные черты преступников, проступают и у наших современников, способных ловко «умыть руки», т.е. избежать ответственности. Вопрос отвода совести существовало всегда, но решать его приходится каждому отдельно, хотя бы при каких времен он жил. Болезненный встал оно и для И. Драча. Он осуждает и себя самого за ложные увлечение идеей научного прогресса (в «Полесской легенде» благословляют неестественный роковой брак целомудренной Припяти с коварным «мирным» атомом.






Читайте также:



Это важно знать



Здесь можно скачать любое сочинение бесплатно