Сочинения по русскому языку и литературе
С нашим сайтом написать сочинение проще простого

На нашем сайте 3753 сочинения! Не понравилось одно — найдите другое на эту же тему:

ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ РОМАНА П. КУЛИША «ЧЕРНАЯ РАДА»


Исторический роман «Черная рада. Хроника 1663 »Пантелеймон Кулиш творил тогда, как Шевченко писал стихи« Три года », а Николай Костомаров обстоятельное исследование по истории Украины« Богдан Хмельницкий ». Кулиш писал текст одновременно на русском и украинском языках. Отдельное издание появилось аж 1857 года. Среди первых читателей романа был Тарас Шевченко. «Я уже во второй раз читаю« Черную раду »Кулиша, и как прочитаю, то напишу ему прездоровенний мадригал», - писал он, возвращаясь из ссылки. Бесспорно, роман Кулиша был значительным событием. Известно, что источником «Черной рады», как и ряда стихотворений «Три года», как и монографии «Богдан Хмельницкий», есть казацкие летописи XVII-XVIII веков. В частности Кулишей роман на одной из величайших историко-бук-ратурних памятников и одновременно самых достоверных исторических источников XVII век - на «Летописи Самовидца», о чем и сам Кулиш признается в эпилоге. В основу романа также возложены казацкий летопись Григория Игра-Бьянки о событиях в Украине 1663 года. Даже прототипом одного из героев романа - полковника Ивана Шрама - был реальный исторический персонаж полковник Иван Попович.

Обращение Кулиша к истории родного народа не случайно. Идеи национального возрождения, народности и демократизма, царившие в среде патриотически настроенной украинской общественности, основывались на историческом материале и фольклорной стихии. Вторым важным фактором стал романтизм, характерной чертой которого было обращение к историческому прошлому. В начале XIX века на историческую тему преобладали произведения поэтического жанра. Поэтому художественное воплощение темы и образов украинской истории, в частности казачества, в жанре романа было актуальной задачей нашей литературы. В основу сюжета романа автор положил летописный рассказ об исторических событиях «черной» совета, который состоялся 17 и 18 июня 1663 на окраине Нежина. Вследствие неблагоприятных для Украины общественно-политических обстоятельствах после смерти Б. Хмельницкого начался раскол единой политической целости Украины - на Правобережье и Левобережье. На Правобережье, которое осталось под главенством Польши, гетманом Павел Тетеря. На Левобережье, которое, вопреки Переяславской соглашении 1654 года, подчинила себе Россия, велась острая борьба между несколькими претендентами на булаву. Кошевому атаману Ивану Брюховецкому благодаря поддержке царской администрации и с помощью демагогических обещаний удалось склонить на свою сторону Запорожья, казацкую чернь и низы общества и на «черной раде» «дорваться булавы». Так разгорелось пламя социальной ненависти, грабежа, убийств значительных казаков: Якима Сомко, Василия Золотаренко и нескольких других полковников было казнено, многие старшин сослали в Сибирь. На фоне исторических событий рогортаеться романтическая любовь героев романа Петра Шраменко и Леси Череванивны.

П. Кулиш, привержен городовых казаков, одновременно негативно характеризует политическую роль Запорожья. Оно, как полагает автор, стало историческим анахронизмом и превратилось в источник социальных потрясений, что изнутри подрывало неокрепшую молодую украинскую государственность: «Теперь кто идет на Запорожье? Или гольтипака или ворюга, что боится виселицы, или тунеядец, не привыкший зарабатывать себе насущного хлеба. Сидят там, окаянные, в Сечи да только пьянствует. Однако Кулиш не отказывает сечевым братчикам в патриотизме, храбрости, способности к самопожертвованию, побратимства, за которые они «приходились по душе всяком» украинского. Рисуя детально картину «черной рады», Кулиш доверяет Видевшие как свидетелю, единому летописцу и современнику, что изобразил ее до мелочей. Романист не подражает летописи дословно, а творчески трансформирует его идеи и образы. Фрагментами, генетически связанными с казацкими летописями, насквозь проникнуто художественное полотно «Черной рады»: от изображения положения украинского общества накануне национально-освободительной войны и до последнего главы романа (казнь Сомко и смерть Шрама.

Такое использование источников было естественно для древнего украинского писательства. Об этом свидетельствует и творчество Т. Г. Шевченко, Н. Костомарова, И. Не-чуя-Левицкого, И. Франко, Леси Украинский и других художников слова.






Читайте также:



Это важно знать



Здесь можно скачать любое сочинение бесплатно