Сочинения по русскому языку и литературе
С нашим сайтом написать сочинение проще простого

На нашем сайте 3753 сочинения! Не понравилось одно — найдите другое на эту же тему:

Историческая судьба украинской нации в творчестве Александра Довженко


Александра Довженко сравнивают с художниками Возрождения. Страстность и всесторонность дарования, яркая национальная самобытность и какая вселенская глубина - вот определяющие черты его таланта. Художник должен не только свой неповторимый стиль, но и собственную философию, собственную концепцию исторического развития человечества в целом и родного народа в частности. Поэтому естественно, что проблема исторической судьбы украинского была ведущей в его творчестве. Анализируя историософские идеи Александра Довженко, следует помнить, при каких обстоятельствах ему приходилось жить и творить. Примечательным в этой связи такой дневниковая запись художника, сделанный 1945 г.: "Товарищ мой Сталин, если бы Вы были даже богом, я и тогда не поверил бы Вам, что я националист, которого надо пятнать и держать в черном теле . Когда нет ненависти принципиальной, и пренебрежения нет, и недоброжелательности ни к одному народу в мире, ни к его судьбе, ни к его счастью, ни достоинства или благосостояния, - неужели любовь к своему народу является национализмом? Или национализм в непотуронни глупости людей чиновных, холодных деляг или в неумении художника сдержать слезы, когда народу больно? .. "

Размышлениями об исторической судьбе украинской нации пропитана киноповесть Украина в огне. В произведении Довженко стремился постичь все героические и драматические события войны. иТут полновластно звучит критический пафос, писатель замечал негативные социальные и моральные явления, пытался выяснить их причины, корнями достигали предвоенной действительности. Вот как охарактеризована, хотя и устами врага, некоторые симптоматические явления, вызванные сталинской идеологической машиной:

"У них нет государственного инстинкта ... Ты знаешь, они не изучают истории. Удивительно. Они уже 25 лет живут негативными лозунгами одкидання бога, собственности, семьи, дружбы. У них от слова нация остался только прилагательное ".

Главный, сквозным в киноповести есть огромный, эпический образ Украины, разорена фашистами и большевиками. Эпитетами кровавая, сожжены, разбитая, опустошенная, обездоленные в заревам пожаров дано "портрет" Украины тех бурных лет. Конечно, Украина - это прежде украинского. Какие они? По повести, они трудолюбивы, изобретательны, терпеливы, певчие, мужественные, сентиментальны. К сожалению, более трехсотлетнее иго имперской России и большевизма привило украинских синдром рабства. По коммуно-большевистской системы понятие "Украина", "Родина" было заменено другим - "классовая борьба". "Обучали классам", - говорит Павел хуторное. "Никто не стал им полезен из славных прадедов, великих воинов, ибо не учили их истории".

"До чего народ испорчено, - удивляется полковник Крауз. - Все доносят ... "Такой критический приговор родному народу, вложенныеи в уста кровавом агрессору, невольно навевает Шевченково: рабы, подножки ... Не случайно, исследователи сопоставляют образ Довженко Украины с Украиной из Шевченковского "Кобзаря '. В частности, наталкиваемся из повести на мотив стихотворения "Но мне не все равно".

В концлагере, на пороге вероятной смерти Лаврин Запорожец решительно сказал: "Ничего, что я погибну, нестрашно мне смерти. Слышишь? И страшно, когда подумаю, где же сгниют кости обманутых Гитлером ..! "Первая картина повести (" В садике возле чистой хижины, среди цветов, пчел, детишек ... за столом в тихий летний день сидела семья Запорожца и тихо пела ... ") очень напоминает классический Шевченко стихотворение "Вишневый садик возле хаты. У Шевченко "Проходят дни, проходят ночи ... проходит лето ...", и в Довженко "Проходили дни, проходили ночи, прошло лето". У Шевченко "Земля плачет в кандалах", и в Довженко - "Стонала печалью

земля ". Итак, шевченковские мотивы пронизывают и облучают "Украину в огне". Образная, идейная и поэтики-стилистическая общность свидетельствует одинаковую патриотическую платформу обоих великих сыновей нашей нации '.

Высокопатриотическое звучания "Украины в огне" не "вписывалось" в тогдашнюю атмосферу диктата, подозрений и культа вождя. "Сьогодниж узнал ... тяжелую новость, - записывал А. Довженко в дневнике от 26 ноября 1943 - моя повесть" Украина в огне "не понравилась Сталины и он ее запретил для печати и для постановки ... Тяжело на душе и тоскливо ... Мне трудно от сознания, что "Украина в огне" - это правда ... Никому, следовательно, она не нужна, и ничто, видно, не нужно, кроме панегирика. А вскоре художник записал, что начинает новый свой сценарий о народе, о простых, обычных людей, которые понесли наибольшие потери навийни. Написанная через год "Повесть пламени пьяных лет" - это широкая, эпическая картина войны, осмысление судьбы человека и народа в свете великой Победы. Превознося в Повести пламенных лет ", как и в" Украине в огне ", человека-победителя (образы Ивана Орлюка, Ульяны, учителя Рясного и других), А. Довженко полемизирует с односторонними и поверхностными взглядами на войну и на Победу. В диалек-тичности подхода к жизни - одна из отличительных принципов Довженко эстетики. Художник видит и героизм человека, ставшей на защиту своей Родины, справедливость ее мести и наказания, но он видит также и тяжелые трагедии народа, пагубное влияние войны на человеческую мораль, ибо человек рожден для радости и труда.

Замыслы, связанные с воспроизведением исторической судьбы родного народа, появлялись в Довженко и раньше. Так, в мае 1941 г. он завершил сценарий "Тарас Бульба, начал снимать фильм, задумав поэтическую эпопею из истории украинского народа, перенося на экран прозу близкого ему Гоголя. Однако фильм снимать запретили ...

Не было реализовано и замыслы эпического показа современности на широком историческом фоне через экскурс в старину в фильме о строительстве Каховского водохранилища. Хватило не только свободы (художник постоянно находился под недремлющим надзором красных опекунов), но и жизнь. А что имел Довженко намерены создать фильм об Украине, свидетельствуют дневниковые записи: "Сие должно быть гигантский фильм, - приказывает сам себе писатель. - Все, что есть у меня святого, весь опыт и талант, все мысли и мечты, и даже сны - все для него. Создать произведение, достойное огромности моего народа, - вот единственная цель, единственный смысл моей жизни. Благослови, Господи, мои нетвердые руки ". Это должен быть фильм не просто о Каховскую ГЭС, Каховское море, а о вечном море украинского национального духа, Запорожскую Сечь и Большой Луг, непреодолимый украинский народ.

Многие исследователи творчества Довженко обращает внимание на то, что разножанровые его произведения тесно связаны между собой и укладываются в единый цикл или единую эпопею "освещает коренные этапы в жизни украинского села". Не раз говорил об этом и сам художник, записывая в дневнике мысли о "книги об украинском народе. Итак, все его произведения - это будто и вправду одна книга об историческом бытия украинского народа, ее прологом по праву может считаться "Зачарованная Десна", а вершиной - "Поэма о море".

кран прозу близкого ему Гоголя. Однако фильм снимать запретили ...

Не было реализовано и замыслы эпического показа современности на широком историческом фоне через экскурс в старину в фильме о строительстве Каховского водохранилища. Хватило не только свободы (художник постоянно находился под недремлющим надзором красных опекунов), но и жизнь. А что имел Довженко намерены создать фильм об Украине, свидетельствуют дневниковые записи: "Сие должно быть гигантский фильм, - приказывает сам себе писатель. - Все, что есть у меня святого, весь опыт и талант, все мысли и мечты, и даже сны - все для него. Создать произведение, достойное огромности моего народа, - вот единственная цель, единственный смысл моей жизни. Благослови, Господи, мои нетвердые руки ". Это должен быть фильм не просто о Каховскую ГЭС, Каховское море, а о вечном море украинского национального духа, Запорожскую Сечь и Большой Луг, непреодолимый украинский народ.

Многие исследователи творчества Довженко обращает внимание на то, что разножанровые его произведения тесно связаны между собой и укладываются в единый цикл или единую эпопею "освещает коренные этапы в жизни украинского села". Не раз говорил об этом и сам художник, записывая в дневнике мысли о "книги об украинском народе. Итак, все его произведения - это будто и вправду одна книга об историческом бытия украинского народа, ее прологом по праву может считаться "Зачарованная Десна", а вершиной - "Поэма о море".






Читайте также:



Это важно знать



Здесь можно скачать любое сочинение бесплатно