Сочинения по русскому языку и литературе
С нашим сайтом написать сочинение проще простого

На нашем сайте 3753 сочинения! Не понравилось одно — найдите другое на эту же тему:

Идейно-художественное своеобразие поэмы А. Блока «Двенадцать»


В январе 1918 года А. Блок создает самую знаменитую свою поэму - создает за несколько дней, в едином вдохновенном порыве. Конечно требователен к себе, он, оценивая свое произведение, пишет: «Сегодня я гений». Напечатанная в феврале поэма вызвала бурные и противоречивые отзывы. О ней говорили везде. Многое в ней казалось неприемлемым собратьям по литературе. Взрывом возмущения была она встречена со стороны российской интеллигенции. Бунин обрушился на автора с гневной критикой, некоторые из друзей отвернулись от него. Но, несмотря на это, поэма Блока по праву заняла свое место в истории русской литературы. В поэме Блок запомнил образ той революции, в которую он верил, которая открылась ему в заревах пожаров, в метель, в дыхании России. Автор показал в своей поэме революцию как очистительную пожар, в огне которого все старое должно быть уничтожено:

Мы на горе всем буржуям Мировой пожар раздует, Мировой пожар в крови Господи, благослови!

В каждой строке мы слышим музыку революции, - ту, которую Блок призывал слушать «всем телом, всем сердцем, всей сознанием». Но она у него уже не непонятный и едва слышимый гул, как в ранних стихах, а мощная симфония времени: смех и плач вьюги, обрывки революционных песен, выстрелы, шаги красноармейцев. Творческий метод Блока-символиста ярко проявляется и в этом его произведения: именно с помощью символов автор показывает происходящее. Старый, прогнивший мир, представителями которого становятся у Блока «буржуй на перекрестке», «длиннополый поп, реакционный интеллигент, презрительно названный« безродным псом ».

И старый мир, как пес безродный, Стоит за ним, поджав хвост или: Старый мир, как пес паршивый, провалиться - поколоброджу!

Блок показывает послереволюционный хаос и анархию как неизбежный процесс, сопровождающий большое ломки. Сама революция показана в поэме в обобщенно-символическом образе вселенского ветра, метели, что врывается в жизнь обывателя: Черный вечер. Белый снег. Ветер, ветер! На ногах не стоит человек. Это стихия, пусть очистительная, но безжалостная, разрушительная. И ее представителями становятся двенадцать красногвардейцев. О каждом из них отдельно не сказано ничего, но вместе они - сила, разрушит мир «до основания». Сами же они довольно смутно осознают, какова их цель. Автор показывает в начале поэмы, как много в них общего с обычными уголовниками:

В зубах - сигарета, примятый картуз, На спину б надо бубновый туз?

Их продвижение по улице должно стать символом их эволюции. На первом этапе своего пути двенадцать появляются анархистами, разрушителями. Им ничего не стоит пальнуть «в святую Русь». У них есть только их «святая злоба», но нет организованности. Их ведет ненависть,а не любовь к людям. Их тянет воля - «эх, без креста». Их движение стихийный, инстинктивный и гибельний порой не только для врагов. У них нет Бога в высшем смысле этого слова: старая религия - религия рабов - для них неприемлема, а новую они еще не нашли. И тут автор показывает бессмысленное, ничем не оправданное убийство - это кульминация действия поэмы. После нее в рассказе все меняется. Внутреннее потрясение заставляет героев осознать свое предназначение, отбросить анархистском и несерьезный подход к своей революционной деятельности. Исчезают игривые реплики, посторонние разговоры, строки приобретают строгость, другой ритм:

Революционный держите шаг! Неугомонный не дремлет враг!

И дальше двенадцать героев идут уже «государственным» шагом - то есть они полностью осознают свою ответственность за судьбу страны:

В глаза бьется Красный флаг. Раздается мерный шаг.

Будучи ранее частью стихии, отныне двенадцать должны сами бороться с ней. Однако до самого конца они идут «без имени святого», а значит, не понимая и не принимая окончательно идеалов новой жизни ... И тогда елок выводит фигуру Христа, который ведет героев с кровавым флагом. Образ Христа не поддается однозначному толкованию. То ли еще не узнанный и не признанный Бог, вождь, то ли не видимая в метели жертва, то ли немой свидетель и судья. Нарочно или нет, автор оставил недосказано этом в своей поэме. Решать - самому читателю и его времени. В поэме «Двенадцать» Блок выступил также и как реформатор в области художественной формы. Смену обычной манеры он обосновал тем, что писать о новом, о революционном, необходимо новым языком. Поэтому произведение представляет собой разительный контраст по сравнению с написанным ранее. Поэма состоит из двенадцати небольших глав - по числу заглавных героев.

При этом автор не избежал символистского увлечения магией чисел - ведь мистическое значение числа «12» общеизвестно. К тому же именно столько апостолов, учеников было у Христа, а библейские мотивы входят в поэму непосредственно с его образом. «Двенадцать» можно назвать драматической поэмой, так как главным в ней является действие, носителем которого выступают главные герои. Большую часть повествования составляют реплики и диалоги персонажей. У каждого из них свой язык: в нищей бабушки, в барыни, у писателя, в красноармейцев. Поэме свойственна разнообразие художественно-речевых стилей, ее язык включает лексику возвышенно-поэтическое и просторечные, даже вульгарную. Политические лозунги, фольклорные мотивы, городской романс, разбойничьи песни и частушки - автор как будто стремится выразить все многоголосие улицы, используя различные жанры художественной речи. Также разнообразен ритм и размер стиха: от частушки к маршу, от четырехстопного хорея до Дольник. Сочетание различных языковых стилей, жанров, ритмов, сама драматическая форма поэмы позволили Блоку выразить, воплотить то, что он называл «музыкой революции», ее многоголосие, стихийность. Поэт стремился к единству содержания и формы, и его поэма - яркое тому подтверждение. В то же время Блок не избегает и привычных символистских приемов и методов. В своей поэме автор старался как можно точнее отразить то, что он видел и чувствовал.

Его точка зрения может быть принята не всеми. В принципе, искусство не требует признания своих образов за действительность, а тем более, за единственно возможную истину. Поэму «Двенадцать» можно трактовать по-разному, особенно теперь, когда стали известны предсмертные слова Блока о том, что поэму следует уничтожить, как неудачный. Я же считаю, что поэт свято верил, хотел верить в то, что написал, в величие и благородство замыслов и путей революции, но уже в 1921 году сумел увидеть, как далеки его мечты от реальности. А поэма живет как неоспоримое свидетельство напряженного поиска - идейного, формального - ее автора.

ольника. Сочетание различных языковых стилей, жанров, ритмов, сама драматическая форма поэмы позволили Блоку выразить, воплотить то, что он называл «музыкой революции», ее многоголосие, стихийность. Поэт стремился к единству содержания и формы, и его поэма - яркое тому подтверждение. В то же время Блок не избегает и привычных символистских приемов и методов. В своей поэме автор старался как можно точнее отразить то, что он видел и чувствовал.

Его точка зрения может быть принята не всеми. В принципе, искусство не требует признания своих образов за действительность, а тем более, за единственно возможную истину. Поэму «Двенадцать» можно трактовать по-разному, особенно теперь, когда стали известны предсмертные слова Блока о том, что поэму следует уничтожить, как неудачный. Я же считаю, что поэт свято верил, хотел верить в то, что написал, в величие и благородство замыслов и путей революции, но уже в 1921 году сумел увидеть, как далеки его мечты от реальности. А поэма живет как неоспоримое свидетельство напряженного поиска - идейного, формального - ее автора.






Читайте также:



Это важно знать



Здесь можно скачать любое сочинение бесплатно