Сочинения по русскому языку и литературе
С нашим сайтом написать сочинение проще простого

На нашем сайте 3753 сочинения! Не понравилось одно — найдите другое на эту же тему:

«И я молюсь не о себе друга» (поэма А. Ахматовой «Реквием»)


Судьба Анны Ахматовой даже для нашего жестокого века трагична. В 1921 году расстреляли ее мужа, поэта Николая Гумилева, якобы за соучастие в контрреволюционном заговоре. Что с того, что к этому времени они были в разводе! Их по-прежнему связывал сын Лев. Судьба отца повторилась в сыне. В тридцатые годы по ложном обвинению он был арестован. «В страшные годы ежовщины я провела семнадцать месяцев в тюремных очередях в Ленинграде», - вспоминает Ахматова в предисловии к «Реквиема». Жутким ударом, «каменным словом» прозвучал смертный приговор, замененный потом лагерями. Потом почти двадцать лет ожидания сына. В 1946 году выходит «знаменитая» Ждановская постановление, оклеветала Ахматову и Зощенко, закрыла перед ними дверь редакций журналов. К счастью, поэтесса смогла выдержать все эти удары, прожить достаточно долгую жизнь и подарить людям чудесные стихи. Вполне можно согласиться с Паустовским, что «Анна Ахматова - целая эпоха в поэзии нашей страны». Анализировать такой сложный произведение, как поэма «Реквием», трудно. И, конечно, я смогу сделать это только поверхностно.

Лирический герой - двойник автора-поэта. Это способ выражения авторских чувств и мыслей. Соотношение между лирическим героем и поэтом примерно такое, как между вымышленным литературным героем и реальным прототипом. Анна Ахматова часто пользуется эпитетами. Эпитет - художественное определение. Оно выражает отношение автора к предмету путем выделения какой наиболее важной для него признаки. Например, в Ахматовой - «кровавые сапоги». Обычное - «кожаные» в сочетании со словом более простое определение «сапоги» - не будет эпитетом. Метафора - употребление слов в переносном смысле и перенос действий и признаков одних предметов на другие, в чем похожи. В Ахматовой: «А надежда все поет вдали», «Легко летят недели». Метафора - это как бы скрытое сравнение, когда не называется предмет, с которым сравнивают. Например, «желтый месяц входит в дом» - метафора. А если: «желтый месяц входит», как гость, то это уже сравнение. Антитеза - противопоставление, в котором сочетаются резко противоположные понятия и представления. «... И мне не разобрать теперь, кто зверь, кто человек». Все эти поэтические приемы и возможности Анна Ахматова искусно использует для формулирования главной мысли. Главная мысль поэмы «Реквием» - выражение народного горя, горя беспредельного. Страдания народа и лирической героини сливаются. Сопереживание читателя, гнев и печаль, охватывающие его при чтении поэмы, достигаются сочетанием многих художественных средств. Интересно, что среди них практически нет гипербол. Видимо, это потому, что горе и страдания настолько велики, что преувеличивать их нет ни потребности, ни возможности. Все эпитеты подобранытак, чтобы вызывать ужас и сразу перед насилием, показать запустение города и страны, подчеркнуть мучения. У Анны Ахматовой - тоска «смертельное», шаги солдат «тяжелые», Русь «безвинный», арестантские машины - «черные Маруси» ... Часто употребляется эпитет «каменный» - «каменное слово», «окаменелое страдание» и т.д. Много эпитетов близкие к народным понятиям - «горячая слеза», «большая река» и т. д. Вообще же народные мотивы очень сильны в поэме, где связь лирической героини с народом особый:

И я молюсь не о себе одну, А обо всех, кто там стоял со мной И в лютый холод, и в июльскую жару Под красною, что ослепла стеной.

Обращает внимание последнюю строчку. Эпитеты «красная» и «ослепла» относительно стены создают образ стены, красной от крови и ослепла от слез, пролитых жертвами и их близкими. Сравнений в поэме немного. Но все, так или иначе, подчеркивают глубину горя, мира страданий. Некоторые относятся к религиозной символике, которые Ахматова часто использует. В поэме есть образ, близкий всем матерям, образ матери Христа, которая молча переносит свое большое горе. Некоторые сравнение не сгладятся из памяти:

Приговор ... И сразу слезы хлынет, От всех уже отдалена, Словно с болью жизнь из сердца выньте ...

И снова столь любимые Ахматовой народные мотивы - «И вилы баба, как раненый зверь. «Буду я, как стрелецкие жены, под кремлевскими башнями выть». Надо вспомнить историю, когда Петр I сотнями казнил мятежных стрельцов. Ахматова как бы олицетворяет себя в образе русской женщины времени варварства (17 век), вновь вернулось в многострадальную Россию. Больше всего, мне кажется, в поэме использовано метафор. «Перед этим горем гнутся горы ...». С этой метафоры начинается поэма. Метафора позволяет добиться удивительной выразительности. «И короткую песню разлуки паровозные пели гудки», «звезды смерти стояли над нами», «безвинный корчилася Русь». А вот еще: «И своей слезой горячей новогодний лед прожигать. И вот еще один мотив, очень символичный: «Но крепкие тюремные затворы, а за ними каторжные норы ...». Есть и развернутые метафоры, представляющие целые картины:

Узнала я, как опадают лица, Как из-под век выглядывает страх, Как клинописи жесткие страницы. Страдания выводит на щеках.

Мир в поэме как бы разделен на добро и зло, на палачей и жертвы, на радость и страдания:

Для кого веет ветер свежий, Для кого нежится мероприятие - Мы не знаем, мы повсюду те же, Слышим лишь ключей постылый скрежет Да шаги тяжелых солдат.

Здесь подчеркивается антитеза, которая используется очень широко. «И в лютый холод, и в июльскую жару», «И упало каменное слово на мою еще живую грудь», «Ты сын и ужас мой» и т.д. В поэме много и других художественных средств: аллегорий, символов, олицетворений, странные комбинации и сочетания их. Все вместе это создает мощную симфонию чувств и переживаний. Для создания нужного эффекта Ахматова употребляет почти все основные стихотворные размеры, а также различный ритм и количество стоп в строках. Все эти средства лишний раз доказывают, что поэзия Анны Ахматовой, действительно, «свободная и крылатая».

, Символов, олицетворений, странные комбинации и сочетания их. Все вместе это создает мощную симфонию чувств и переживаний. Для создания нужного эффекта Ахматова употребляет почти все основные стихотворные размеры, а также различный ритм и количество стоп в строках. Все эти средства лишний раз доказывают, что поэзия Анны Ахматовой, действительно, «свободная и крылатая».






Читайте также:



Это важно знать



Здесь можно скачать любое сочинение бесплатно