Сочинения по русскому языку и литературе
С нашим сайтом написать сочинение проще простого

На нашем сайте 3753 сочинения! Не понравилось одно — найдите другое на эту же тему:

Григорий Сковорода и украинская литература 1920-х годов


Значение творчества Григория Сковороды для современной культуры неоспоримо. Уникальная фигура украинской культуры была заново «открытая» еще в 1920-IPO-ки, когда празднуется Двухсотлетие со дня рождения философа и появляется ряд художественных произведений, посвященных украинскому мыслителю. В 1920-е годы быстрый темп существования перенаселенных городских кварталов «размывает» в сознании жителей традиционные ценности. Все больше людей охвачены ностальгией по гармоническим прошлым. Массовые поиски своих исторических корней привлекают внимание к этнографических исследований, восстанавливают националистические движения. Стремление простоты проявляется в тяготении к природному образу жизни: охоты, рыбалки, путешествий и спорта, этому во многом обязан культ Сковороды среди украинского литературного богемы - Павла Тычины, Михаила Филянского, Максима Рыльского.

Скажем, в раннем творчестве Тычины, обозначенной наивысшим творческим взлетом, жизни и учению барочного философа и поэта посвящена поэма «Сковорода», да и большинство стихотворений этого периода, которые образуют сборника «Солнечные кларнеты», «Вместо сонетов и октав», также некоторые из стихотворений, вошедших в сборник «Плуг», выросла с украинского барокко, возрожденного в XIX веке, с «псалмичности» Г. Сковороды, по выражению Василия Барки. Известно, что в XIX и начале XX века Сковорода был известен скорее как необычная, даже скандальная фигура, чем как автор. Неудивительно, что самый известный-ми характеристиками Сковороды того времени были не философские построения, а привычки, факты биографии, особенно склонность к странствующего образа жизни. Определенная часть художественных текстов 1920-х годов, кроме размышлений над феноменом Сковороды, призвала к подражанию его странствующего образа жизни:

Бери котомку, и дом родной покинь, И пей холодную, молчаливую "глубь На взлиссях, где медово созревают дыни! Учись чистоты и простоты И стопчуюючы ковер золотой, Забудь о башне темной гордыне. (М. Рыльский)

Эти пути «оестественение» жизни постоянно употребляют, например, лирические герои Ивана Багряного ради успокоения и сосредоточения: странствиям и охоте посвящена определенная часть его ранней лирики («Рыбаки», «чернозем», «Над Росью», «С« охотничьего сонаты ») . Возражения бездушной цивилизации чаще всего проявляется в критике городского образа жизни и идеализирование сельского. Сковорода называет город олицетворением корысти, бездушного прагматизма и отказывается от его выгод:

Пропадайте, думы трудно,

Города премноголюдньи!

А я с хлеба куском умру на месте таком.

Противостояние раннего Багряного городской цивилизации бескомпромиссное. Для Багряного цель бегства на природу - приобретение равновесия через переживания первоначальных непосредственных чувствомтов:

И крикнул так, что дурно ... аж откликнулись балки ... Простите, будто пьяный, будто троглодиты, - Это я убежал от мостовой туда, где бегал детства, - А чуть было не привык там и киснут, и корпеть.

Мы видим, что мудрое созерцание и самопознания Сковороды были достойной альтернативой безумию революционного лихолетья. К сожалению, голос «украинского старчика» утонул среди лозунгов, призывающих к преобразованию жизни без преобразования самого человека.






Читайте также:



Это важно знать



Здесь можно скачать любое сочинение бесплатно