Сочинения по русскому языку и литературе
С нашим сайтом написать сочинение проще простого

На нашем сайте 3753 сочинения! Не понравилось одно — найдите другое на эту же тему:

Тема пошлости и «нищеты духа» в рассказах А. П. Чехова


Страницы: [1]  2   (сочинение разбито на страницы)

А. П. Чехов — признанный мастер короткого рассказа, в маленьких но объёму произведениях ему удавалось показать не только определённый жизненный этап героя, но и весь путь человека, поставить перед читателем вечные проблемы бытия. Его «умение говорить коротко о длинных вещах» отмечали ещё современники писателя. В отличие от произведений XIX века, в основу которых было положено действие, рассказы Чехова внешне бессо-бытийны, в них воспроизведены будничные, повседневные явления жизни. Однако, по Чехову, именно такая жизнь, лишенная потрясений, опасна, ибо может привести к деградации личности, опошлению человека. В связи с этим нужно сказать, что тема пошлости и обыденщины занимает центральное место во всём творчестве писателя. Понятие «пошлости» осмысливается Чеховым как особая социально-духовная субстанция.

Чехов уделяет большое внимание теме пошлости и «нищеты духа», уже в ранних юмористических рассказах («Хамелеон», «Смерть чиновника»), рассматривая её при этом на разных уровнях: это и опошление человека, вызванное страхом перед вышестоящими, «значительными лицами» (тема «маленького человека»), и деградация личности, живущей по циркулярам и шаблонам (тема «футлярной жизни»), и обезличивание человека, утрачивающего индивидуальность (тема деградации личности).

В начале творческого пути Чехов в юмористических рассказах дал свою трактовку темы «маленького человека» . В отличие от других писателей, рассматривающих эту тему, Чехов впервые заговорил о том, что в неизменности чиновничьей системы виноваты сами «маленькие люди», ибо именно они являются её главными хранителями.

Иронически описывает Чехов ситуацию, в которую попал Червяков, герой рассказа «Смерть чиновника»; нечаянно чихнув и обрызгав генерала, он постоянно ходит извиняться перед ним, потому как ощущает свою безграничную вину. Ситуация до смешного нелепа: его, Червя-кова, никто не заставляет унижаться перед генералом, однако раболепие и пресмыкательство так плотно вошли в его кровь, что он делает это уже подсознательно. Именно такие черты, как чинопочитание, добровольное самоуничижение, по мысли автора «Смерть чиновника», приводят к деградации личности, «нищете духа».

Убеждён в превосходстве «генеральского» над «прочим» и герой рассказа «Хамелеон» Очумелов, долженствующий найти хозяина потерявшейся собаки. Хотя сам генерал так и не появляется «на сцене», упоминание о нём всё равно играет большую роль для полицейского надзирателя: в зависимости от этого меняется его реакция. Как и Червяков, Очумелов испытывает особое благоговение перед генералом. Герои, хотя и разные по своему социальному положению, родственны в понимании общих законов, согласно которым «маленький человек» обязан подчиняться старшему по званию. Такой «порядок» они оберегают всеми силами.

Человек, самовольно пресмыкающийся перед людьми, стоящими выше по социальной лестнице, начинает бояться не только их («директора, попечителя, властей»), но и самой жизни, полной неожиданностей, случайностей. Таков герой рассказа «Человек в футляре», учитель греческого языка Беликов. «Постоянное и непреодолимое» стремление этого героя отгородиться от «внешних влияний» дошло до абсурда: все свои вещи он упаковывает в различные чехлы, коробочки, футляры. Беликов не стремится что-либо изменить в своей жизни, разнообразить её, в разрешении чего-то нового скрывается, как считает герой, опасность. Как и у героев юмористических рассказов (превосходство «генеральского» над «прочим»), у Беликова есть своё жизненное кредо, свой принцип, которому он строго следует: «как бы чего не вышло». Даже появление в его существовании «живой» жизни, непрестанного движения, которое олицетворяет Варенька Коваленко, не способно изменить постоянного уклада его жизни. Смерть для героя оказывается своеобразным спасением, да и умирает он с «весёлым» выражением на лице.

Интересно, что художественная деталь («футляр»), использование которой очень характерно для поэтики Чехова, в данном рассказе перерастает в нечто большее, чем изобразительное средство. Она приобретает символическое значение: всякое наличие «футляра» — это уход от реальной действительности, искусственное отгораживание от мира.

Страницы: [1]  2   (сочинение разбито на страницы)






Читайте также:



Это важно знать



Здесь можно скачать любое сочинение бесплатно