Сочинения по русскому языку и литературе
С нашим сайтом написать сочинение проще простого

На нашем сайте 3753 сочинения! Не понравилось одно — найдите другое на эту же тему:

Герои ранних рассказов М. Горького

Не понравилось сочинение?
У нас есть еще 7 похожих сочинений. Показать

Максим Горький входит в русскую литературу в 90-х годах XIX века. Вхождение его было очень ярким, он сразу же вызвал большой интерес у читателей. Современники с изумлением писали, что народ России, не знал Достоевского, что мало знает Пушкина и Гоголя, не знающий Лермонтова, больше других, но только кусочками знающий Толстого, знает Максима Горького. Правда, в этом интересе был и некоторый налет сенсационности. Людей из низов привлекала сама мысль, что в литературу пришел писатель из их среды, знающий жизнь с самых мрачных и страшных его сторон. Литераторов и читателей, принадлежащих к элитарному кругу, личность Горького привлекала, помимо таланта, своей экзотичностью: человек видел такие глубины «дна жизни», которые до него никто из писателей не знал изнутри, на личном опыте. Этот богатый личный опыт дал М. Горькому обильный материал для его ранних произведений. В эти же ранние годы вырабатываются магистральные идеи и темы, которые позже сопровождали писателя на всем протяжении его творчества.

Это, прежде всего, идея активной личности. Писателя всегда интересовало жизни в его развитии, брожении. У М. Горького вырабатывается новый тип взаимоотношений человека с окружающей средой. Вместо формулы «среду заело», которая была во многом определяющей для литературы предыдущих 90-м годам XIX столетия, у писателя звучит мысль о том, что человек создает сопротивление окружающей среде. С самого начала произведения М. Горького распадаются на два типа: ранние романтические тексты и реалистические рассказы. Идеи же, высказываемые автором в них, во многом близки. Ранние романтические произведения М. Горького разнообразны по жанрам: это рассказы, легенды, сказки, поэмы. Наиболее известны его ранние рассказы - «Макар Чудра», «Старая Изергиль». В первом из них писатель по всем законам романтического жанра рисует образы красивых, смелых и сильных людей. Опираясь на традицию русской литературы, М. Горький обращается к образам цыган, ставших символом воли и безудержных страстей. В произведении возникает романтический конфликт между чувством любви и стремлением к свободе. Решается он гибелью героев, но эта гибель воспринимается не как трагедия, а скорее как торжество жизни и воли. В рассказе «Старая Изергиль» рассказ также строится по романтическим канонам. Уже в самом начале возникает характерный мотив двосвита: герой-рассказчик - носитель общественного сознания. Ему говорят: «. Старыми народитеся вы, русские. Мрачные все, как демоны ». Ему противостоит мир романтических героев - опять же красивых, смелых, сильных людей: «Они шли, пели и смеялись». В рассказе ставится проблема этической направленности характера романтической личности. Романтический герой и другие люди - как стеклодаются их взаимоотношения? Иными словами, традиционная тема: человек и среда. Как и определено романтическим героям, Горьковское персонажи противостоят среде. Это очевидно проявилось в образе сильного, красивого, свободного Ларри, открыто нарушил закон человеческой жизни, противопоставил себя людям и наказан вечным одиночеством. Ему противопоставлен Данко. Рассказ о нем построен как аллегория, люди ищут путь к лучшей, справедливой жизни, из мрака к свету.

В Данко М. Горький воплотил образ вождя народных масс. И образ этот написан по канонам романтической традиции. Данко так же, как и Ларри, противостоит среде, враждебен ему. Столкнувшись с трудностями пути, люди ропщут на ведущего их, обвиняют его в своих бедах, при этом масса, как и определено в произведении романтическом, наделена отрицательными характеристиками ("Данко смотрел на тех, ради которых он понес труд, и видел, что они - как звери. Многие стояли вокруг него, но не было на лицах их благородства ».

Данко - герой-одиночка, он убеждает людей силой своего личного самопожертвования. М. Горький реализует, делает буквальной распространенную в языке метафору: огонь сердца. Подвиг героя перероджуе людей, захватывает их за собой. Но от этого сам он не перестает быть одиночкой, у людей, им же увлеченных вперед, остается к нему не только чувство равнодушия, но и враждебности: «Люди же, радостные и полные надежд, не заметили смерти его и не видели, что еще пылает рядом с трупом Данко его смелое сердце. Только одна осторожный человек заметила это и, боясь чего-то, наступила на гордое сердце ногой ». Горькивска легенда о Данко была активно использована как материал для революционной пропаганды, образ героя приводился как пример для подражания, позднее широко использовался официальной идеологией, усиленно внедрялся в сознание молодого поколения (были даже конфеты с названием «Данко» с изображением на обертке горящих сердец). Однако у М. Горького все не так просто и однозначно, как пытались это представить подневольные комментаторы. Молодой писатель сумел ощутить в образе героя-одиночки и драматическую ноту непонятности и враждебности ему среды, массы. В рассказе «Старая Изергиль» отчетливо чувствуется свойственный М. Горькому пафос учительствования. Еще отчетливее он в особом жанре - песнях («Песня о Соколе», «Песня о Буревестнике». Сегодня они воспринимаются скорее как забавная страница истории литературы. Они и в прошлом не раз давали материал для пародийного осмысления (так, в период эмиграции М. Горького появилась статья с названием «Бывший Главсокил, ныне Центровуж»).

Но на одну важную для писателя в ранний период его творчества проблему, сформулированную в «Песне о Соколе», мне бы хотелось обратить внимание: проблема столкновения героической личности с миром обыденности, с обывательской сознанием. Эта проблема во многом развита М. Горьким и в его реалистических рассказах раннего периода. Одним из художественных открытий писателя стала тема человека дна, опустившаяся, нередко, что спились бурлаки, - в те годы их принято было называть босяками. М. Горький хорошо знал эту среду, проявлял к нему большой интерес и широко отразил его в своих произведениях, заслужив определение «певец босякування. В самой этой теме не было полной новизны, к ней обращались многие писатели XIX века. Новизна была в авторской позиции. Если раньше люди вызывали прежде сожалению как жертвы жизни, то у М. Горького все иначе. Его босяки - это не столько несчастные жертвы жизни, сколько бунтари, которые сами эту жизнь не принимают. Они не столько отверженные, сколько те, которые отвергают. Пример этого можно видеть в рассказе «Коновалов». Уже в начале писатель подчеркивает, что у его героя была профессия, он "прекрасный пекарь, умелец», им дорожит хозяин пекарни. Коновалов представляет собой одаренную натуру - одаренный живым умом. Это человек, задумывается о жизни и не принимает в ней обыденного, безгероичного существования. Коновалов мечтает о героической ситуации, в которой могла бы проявиться его богатая натура. Он говорит о себе: «я не нашел себе места». Его увлекают образы Стеньки Разина, Тараса Бульбы. В повседневной жизни Коновалов чувствует себя ненужным и уходит от него, наконец трагически погибая. Таков и другой горьковский герой из рассказа «Мужчина и женщина Орловы». Григорий Орлов - один из самых ярких и противоречивых характеров в раннем творчестве М. Горького. Это человек сильных страстей, горячий и порывистый. Он напряженно ищет смысл жизни.

ути внимание: проблема столкновения героической личности с миром обыденности, с обывательской сознанием. Эта проблема во многом развита М. Горьким и в его реалистических рассказах раннего периода. Одним из художественных открытий писателя стала тема человека дна, опустившаяся, нередко, что спились бурлаки, - в те годы их принято было называть босяками. М. Горький хорошо знал эту среду, проявлял к нему большой интерес и широко отразил его в своих произведениях, заслужив определение «певец босякування. В самой этой теме не было полной новизны, к ней обращались многие писатели XIX века. Новизна была в авторской позиции. Если раньше люди вызывали прежде сожалению как жертвы жизни, то у М. Горького все иначе. Его босяки - это не столько несчастные жертвы жизни, сколько бунтари, которые сами эту жизнь не принимают. Они не столько отверженные, сколько те, которые отвергают. Пример этого можно видеть в рассказе «Коновалов». Уже в начале писатель подчеркивает, что у его героя была профессия, он "прекрасный пекарь, умелец», им дорожит хозяин пекарни. Коновалов представляет собой одаренную натуру - одаренный живым умом. Это человек, задумывается о жизни и не принимает в ней обыденного, безгероичного существования. Коновалов мечтает о героической ситуации, в которой могла бы проявиться его богатая натура. Он говорит о себе: «я не нашел себе места». Его увлекают образы Стеньки Разина, Тараса Бульбы. В повседневной жизни Коновалов чувствует себя ненужным и уходит от него, наконец трагически погибая. Таков и другой горьковский герой из рассказа «Мужчина и женщина Орловы». Григорий Орлов - один из самых ярких и противоречивых характеров в раннем творчестве М. Горького. Это человек сильных страстей, горячий и порывистый. Он напряженно ищет смысл жизни.


Похожие сочинения:






Читайте также:



Это важно знать



Здесь можно скачать любое сочинение бесплатно