Сочинения по русскому языку и литературе
С нашим сайтом написать сочинение проще простого

На нашем сайте 3753 сочинения! Не понравилось одно — найдите другое на эту же тему:

Философские взгляды в романе Н. Г. Чернышевского «Что делать?»


Реалистичный роман, в котором Чернышевский в образной форме выразил свой социальный идеал, был сознательно ориентирован на традицию мировой утопической литературы и появился новаторским переосмыслением и развитием жанра утопии. Роман содержит наиболее полный и всесторонний изложение социальных идеалов Чернышевского. Говоря о утопизм «Что делать?», Мы имеем в виду не отвлеченность идеала и даже не то, что Чернышевский не видел роли пролетариата и был идеологом крестьянской революции, а художественную форму, в которой автор излагает и пропагандирует систему взглядов. Утопический произведение, будучи выражением идеи, дает реальное воплощение этой идеи в образах, т.е. становится первым ее осуществлением, как бы мнимым экспериментом. Чернышевский - крупнейший экономист, философ и политик России 60-х годов - остался философом и в своем беллетристического романе. Роман доказывал разумность идеи социализма, ее соответствие потребностям и устремлениям человечества, утверждал ее осуществимость. Но главное - что социализм стал на страницах романа как исторически уже возникший и неизбежно нарастающий процесс переустройства общества.

Из всей утопической европейской традиции роман Чернышевского выделяет тот факт, что автор рисует не только картину современного «социализма», но и пути приближения к будущей социальной гармонии. Путями, которыми, по мнению Чернышевского, человечество движется к социализму, есть пути социализации идеологии людей и путь политической борьбы за перестройку общества. Оба пути в романе проторенной. Автор показывает, как активно и деятельно идут «новые люди» обоих направлениях Чернышевский стоял на позициях социально-исторического объяснения деятельности людей. «Если все люди существенно одинаковы, то откуда же возникает разница в их поступках? Для нас теперь ясно, что все зависит от общественных привычек и от обстоятельств », - писал Чернышевский. Распространение социалистических идей в России он связывает с изменением исторических условий. Чернышевский утверждал, что, когда созреют исторические условия, народ быстро начнет розумниты. И главной предпосылкой он считал изменение социального состава интеллигенции, то есть вооружение знаниями людей, кровно связанных с народом.

Герои романа «Что делать?» - Действительно разночинцы, люди умственного труда. Всю свою жизнь Чернышевский был просветителем. Однако в силу цензурных условий ему приходилось о многом писать эзоповым языком, впрочем понятной читателям того времени. Лопухов - активный пропагандист новых идей среди молодежи, общественный деятель. Студенты называют его «одним из лучших голов в Петербурге». Сам он считает работу в заводской конторе очень важной. «Разговор (со студентами) имеет практическую, полезную цель - содействие развитию умственного жизни, благородства и энергии в моих молодых друзьях. Природоохранную деяно, что такой человек на заводе не могла ограничиться простой просветительской деятельностью (обучением грамоте. Чернышевский намекает на революционную работу Лопухова среди рабочих: «И мало что делает это Лопухов на заводе, кроме обучения грамоте. Что значило для тогдашних читателей упоминания о воскресных рабочие школы? Еще свежа была память о 10 июня 1862, когда указом правительства были закрыты воскресные школы. Да и было чего опасаться! Революционные демократы 60-х годов проводили усиленную пропаганду революционных идей на заводах. Удобнее всего делать это было в воскресных школах, которые посещали взрослые люди. Правительство стремилось направить работу в этих школах в религиозное русло. В них предлагалось изучать Закон Божий, чтение, письмо, начала арифметики - и никаких общественных наук. При каждой школе был священник, контролировавший добромиснисть. Кстати, таким священником в «лицее всевозможных знаний» Веры Павловны должен был быть священник Мерцалов, который, однако, готовился читать запрещенную русскую и всемирную историю. Саму активную пропаганду в рабочей среде вели прогрессивные студенты Петербургской медико-хирургической академии (Хохряков, Бемеволемський. Они читали прокламации, объясняя рабочим слова «либерал», «революция», «деспотизм», «кризис». Лопухов «подобрал надежных преподавателей» для этой цели и объяснил им, «как учить грамоте.

Просветительская деятельность «новых людей» предполагала приближение будущего, а в творчестве Чернышевского она определила переход к новому персонажа - рабочего, к теме научного социализма. Пожалуй, самой знаменитой и самой явной философской теорией в романе является теория разумного эгоизма. Что же такое умный эгоизм? В романе часто говорится об эгоизме как о внутреннем побудник поступков человека. Наиболее примитивный эгоизм Марьи Алексеевны, что не делает никому зла без денежных расчетов. Гораздо более зловещий эгоизм обеспеченных людей. Заботы о чрезмерности, стремление к праздности - вот почва, на которой растет их эгоизм (фантастический грунт). Пример - Жан Соловьев, играет любовь к Кате Полозов через ее наследие. Эгоизм «новых людей» тоже строится на расчете и выгоде отдельного человека. «Каждый думает больше о себе», - говорит Вере Павловне Лопухов. Но это принципиально новый моральный кодекс. Суть его в том, что эгоизм «новых людей» подчинен природному стремлению к счастью и добро. Личная выгода человека должна соответствовать общечеловеческому интересу, который Чернышевский отождествлял с интересом трудового народа. Одинокого счастья нет, счастье одного человека зависит от блага-состояния общества. «Умные эгоисты» в романе свою выгоду, свои взгляды о счастье не отделяют от счастья других людей. Лопухов освобождает Верочку от принудительного брака, а когда убеждается, что она любит Кирсанова, - «сходит со сцены». Кирсанов помогает Кате Полозова, Вера организует мастерскую, Рахметов помогает решить драматическую ситуацию. Радужным проявлением морального кодекса является активное участие в улучшении и преобразовании общества. Итак, «умный эгоизм» героев романа не имеет ничего общего с себялюбие, своекорисливистю, индивидуализмом. Почему же тогда «эгоизм»? Дело в том, что Чернышевский, опровергая мораль старого общества, отрицал божественное происхождение нравственных законов, потому что они использовались в интересах господствующих классов. Он строил свою систему, опираясь на философский материализм, а именно на антропологизм. В центре - не Бог, а человек.

Выдвигая на первый план расчет, права человека, Чернышевский тем самым отказывался от религии во имя счастья человека. Действовать согласно теории разумного эгоизма - значит избрать этически безупречную линию поведения, чтобы под влиянием личной заинтересованности не нарушить справедливости общества, не ущемить чужих прав. С этой целью герои Чернышевского занимаются самоанализом, объективно оценивая чувства и разум. Итак, как мы видим, роман Чернышевского «Что делать?» Необходимо рассматривать в первую очередь не как художественное произведение, а как философский трактат. Форма же романа позволяла автору продемонстрировать или даже «осуществить» свои идеи на практике.

бу, а когда убеждается, что она любит Кирсанова, - «сходит со сцены». Кирсанов помогает Кате Полозова, Вера организует мастерскую, Рахметов помогает решить драматическую ситуацию. Радужным проявлением морального кодекса является активное участие в улучшении и преобразовании общества. Итак, «умный эгоизм» героев романа не имеет ничего общего с себялюбие, своекорисливистю, индивидуализмом. Почему же тогда «эгоизм»? Дело в том, что Чернышевский, опровергая мораль старого общества, отрицал божественное происхождение нравственных законов, потому что они использовались в интересах господствующих классов. Он строил свою систему, опираясь на философский материализм, а именно на антропологизм. В центре - не Бог, а человек.

Выдвигая на первый план расчет, права человека, Чернышевский тем самым отказывался от религии во имя счастья человека. Действовать согласно теории разумного эгоизма - значит избрать этически безупречную линию поведения, чтобы под влиянием личной заинтересованности не нарушить справедливости общества, не ущемить чужих прав. С этой целью герои Чернышевского занимаются самоанализом, объективно оценивая чувства и разум. Итак, как мы видим, роман Чернышевского «Что делать?» Необходимо рассматривать в первую очередь не как художественное произведение, а как философский трактат. Форма же романа позволяла автору продемонстрировать или даже «осуществить» свои идеи на практике.






Читайте также:



Это важно знать



Здесь можно скачать любое сочинение бесплатно