Сочинения по русскому языку и литературе
С нашим сайтом написать сочинение проще простого

На нашем сайте 3753 сочинения! Не понравилось одно — найдите другое на эту же тему:

Философские поэмы Бориса Олийныка


Иван Франко своими произведениями «Моисей» и «Смерть Каина» поднял жанр украинской философской поэмы на мировой уровень. Для такого лиро-эпического полотна характерна попытка зануренняьв сверхъестественные глубины бытия, главная цель - познание истины, художественным контекстом здесь чаще выступает Библия. Философской поэме свойственна глубинная условность, постижение философских глубин, противостояние бытия и познания.

Одна из крупнейших катастроф XX века - Чернобыль - поставил современного человека перед осознанием своей обреченности на небытие, значит - побудил искать причины катастрофы и пути спасения. В Украине появилось несколько произведений по этой теме: «Взрыв» С. Йовенко, «Чернобыльская мадонна» И. Драча, «Семь» и «Пришествие» Б. Олийныка. При всей оригинальности других текстов, поэмы Олийныка представляют наибольший интерес.

Поэму «Семь» определяет связь реального и сверхъестественного. Катастрофа перевернула вселенная. Перед глазами читателя проходят картины, полные ужаса. Всеми овладевает раздвоенность. Пессимизм перерастает в цинизм.

Кто виноват? Автор в поиске ответа уходит в глубинные основы истории и человеческого естества. По его мнению, история человечества - это всемирные трагедии. Смерть Христа и Яна Гуса, взрыв в Хиросиме, голод, - все они выступают аналогами Чернобыля. Взрыв вызвали, утверждает Олейник, внутренние причины человека: самовпев-Уверен человеческий разум и слепая вера. Выход поэт видит в жертвенности, в победе пессимизма надеждой. Олийнык не раскаивается; раскаяние - это отречение мировой истории. Решение проблемы - в уничтожении раздвоенности. Целостность души должна быть опорой для существования. Отсюда название поэмы - «Семь» - прочитывается как символическое число, указывающее на полноценность, целостность, совершенство.

Первые поэтические сборники Бориса Олийныка появились в шестидесятых годах. Это было время особого всплеска поэтического искусства. Слово овладевало душами людей, вело их за собой.

В чем же тайна Олейникова стихотворение? Особенностью поэтической палитры художника является, на мой взгляд, умение взглянуть на проблему нетрадиционно, глубоко полемически. Возьмем «блуждающий» сюжет подвига и безвестность Прометея. Поэт вносит в традиционное трактовка темы рассказ о практических общественные последствия этого явления:

Мы славим в одах очаг святое, Но всех пускать к нему нам еще рано: ведь огонь, похитившего Прометей, Сжег некогда великого Джордано.

В поэзии Олийныка вообще очень часто ощущается стремление «оземлиты» морально-философские проблемы, приблизить их к повседневной жизни. В поэме «Крыло» поэт, размышляя над поступками ворюги, уничтоживший журавля и тем самым убил небо в душе человека, описывает попытки этого героя убежать от страха за свою жизнь. И наглухо закрытые двери, окна, крепкие ворота в этойалчные хозяина. И никуда не уйти. Так конкретными бытовыми деталями поэт подчеркивает моральную глухоту, слепоту бедной человеческой души.

В своих произведениях Б. Олийнык использует такие жанры, как сказка, легенда, миф, притча. Сложная морально-этическая проблема связи природы и человека рассмотрена в несколько сказочной поэме «Крыло». Часто фантазия художника совмещает старину и радиофицированные современность: на вершину Саур-могилы сели, «как треугольник в поле, три казака при антенне ...». Джинсы модерновые и волосы до плеч в современных юношей и они так хоронят землю от нападения янычар. В конкретизации повествования большую роль играет использование поэтом языковой сокровищнице родного народа, юмора, пословиц, фразеологизмов: «тряс государство обоими, которая грушу», а за икону «отдал чертям без торга собственную душу».

Без веселого остроты невозможно себе представить поэзию Б. Олийныка. Лирика поэта богата разговорные интонации. «Убегая от надоевшей формальной гладкости стиха, - как отмечает Л. Новиченко, - он нарочно делает его ритмичное дыхание неровным, осложненным, прерывистым. Однако индивидуальный голос поэта в большей степени проявляется в сдержанности огромного чувства. «Не тлеть, а гореть» - вот поэтический лозунг Б. Олийныка.






Читайте также:



Это важно знать



Здесь можно скачать любое сочинение бесплатно