Сочинения по русскому языку и литературе
С нашим сайтом написать сочинение проще простого

На нашем сайте 3753 сочинения! Не понравилось одно — найдите другое на эту же тему:

Философская проблематика поэзии Б. Пастернака


Поэзия Бориса Пастернака не легкое для восприятия. Дело тут не только в сложности его поэтики, но и в глубине и динамике мысли. Когда поэт заметил, что философия - листья поэзии. Читая его стихи, убеждаешься в этом снова и снова. Философская традиция в русской лирике представлена такими именами, как Баратынский, Пушкин, Лермонтов, Тютчев. В своем творчестве они размышляли о вопросах бытия, жизни и смерти, человеческого назначения и духовности, взаимоотношениях человека и мира, человека и природы. Идеалы Истины, Добра и Красоты находят свое выражение в произведениях всех великих художников вне зависимости от места и времени их существования, потому что именно эти ценности определяют человеческую жизнь в целом: они суть его, первооснова. Философская направленность лирики Пастернака во многом обусловлена биографическими факторами. Музыка, живопись и литература определяли атмосферу в детстве поэта. Его отец был известным художником, мать - одаренной пианисткой. Гостями дома были Серов, Врубель, Скрябин, Рахманинов, Лев Толстой. Будущий поэт напряженно впитывает в себя все новое, постигает природу всего искусства и, в конечном итоге, всякой духовности. Все проявления человеческого духа имеют своим итогом обобщающую философскую систему взглядов.

Для ее изучения молодой Пастернак решает стать профессиональным философом, поступает на философский отделение историко-филологического факультета, затем продолжает учебу в Марбурге. И хотя окончательный выбор его пал на поэзию (почему, на мой взгляд, стоит только радоваться, поэт на всю жизнь остается «привязан» к философской тематики, органично входит в его поэзию, не подавляя, не ослабляя ее. Скорее, наоборот, лирика Пастернака только выиграет от такого сближения, находя неслыханную глубину и силу воздействия. Особенность философской мысли Пастернака, или, точнее, способа его выражения, - то, что она нигде не дана явно, открыто. Поэзии вообще это не свойственно, но в Пастернака глубинный подтекст стихотворения зашифрован, спрятан особенно изящно, на грани риска, что ленивый и неинтересный читатель не сможет его уловить. Что ж, значит, такой читатель стихам не нужен. Человек, читающий Пастернака, должна сама пройти путь от поэтического образа к философскому обобщению: автор никогда не представляет явно «конечный вывод мудрости земной», которая ясна для него самого. Он дает исходный материал для напряженных мысленных исканий, впрочем, рассыпая тут и там намеки, вехи для указания пути. А основная философская позиция поэта остается как бы «за кадром». Не претендуя на полноту и однозначную правильность толкования, попробуем описать основные принципы пастернакивського мировоззрения. Основная философская проблемма - проблема бытия. В каком-то смысле для Пастернака ее нет. У него мир существует - и все. Без всяких «почему» и «зачем». Существование мира утверждается всей поэзией Пастернака Сама она - незрадне выражение удивления и благоговения перед чудом жизни. Потому что жизнь во всех ее разнообразных проявлениях является непреходящее чудо, чья необычность настолько велика, что способна исцелить любую боль:

На свете нет тоски - Такой, которую снег бы не излечивал.

Герой поэзии Пастернака принимает бытие таким, каким оно является; совершенство, целесообразность его не вызывают сомнения. «Сестра моя - жизнь», - говорит он. И жизнь входит в его стихи как в свой дом: поэт с ним на «ты», меж ними нет дистанции, о чем свидетельствуют эти строки:

Со мной, с моей свечой вровень Миры расцветшие висят. Герой принимает мир, и жизнь в нем кажется ему простым и не обремененным премудростями, созданными искусственно: Легко проснуться и прозреть, Словесное мусора из сердца вытрясти И жить, не огорчаясь дальнейшем Все это - небольшая хитрость.

Благоговение перед жизнью распространяется на все его формы, без унижающего его великого духа разделения на вечное и преходящее, на возвышенное и приземленное: «Господи, как подтвержденные Дела твои, - думал больной, - постели, и люди, и стены, Ночь смерти и город ночной ... ». Как правило, в произведениях Пастернака тема смерти почти отсутствует в чистом виде. Смерть не нарушает законов и течения жизни, она тоже является частью бытия. Смерть - это скорее переход к другому этапу существования. Герой не испытывает страха перед небытием, потому что небытие не существует. Об этом - стихотворение «Уроки английского». Обращаясь к героинь Шекспира, поэт повествует о том, как их смерть становится открытием новых миров, не концом, а началом жизни во вселенной. Рассуждая об основах бытия, Пастернак на первое место ставит любовь. Любовь - не просто человеческое чувство, но принцип жизни, ее первооснова. Ему есть соответствие в мире природном - это общий связь всех явлений и вещей. В одном из стихотворений поэт проводит параллель между любовью героя и жизнью морской стихии: герой привязан к своей возлюбленной, как море к берегу. В стихотворении «Давай ронять слова ...» на вопрос о том, кто руководит миром, «кто велит», дается ответ: «Всесильный бог любви, Ягайло и Ядвига». Эти имена выбраны не случайно - когда именно брак, чувство польской королевы Ядвиги к литовского князя Ягайло дало начало новому государству. Чувство любви роднит человека и мир. Именно любовь дает человеку возможность понять мир. Проблема миропонимания очень важна для Пастернака, и единственное ее решение в поэзии автора - это полное принятие всех подобий жизни. Свое определение содержания человеческой жизни поэт сформулировал в стихотворении, которое можно назвать программным для его творчества - «Во всем мне хочется дойти ...». Человек должен жить, постигая законы этого мира - законы любви всего ко всему. Согласно им должно строиться и его жизни: «Но надо жить без самозванства, Так жить, чтобы в конечном итоге Привлечь к себе любовь пространства, Услышать будущий призыв. Труд при этом выступает как цель бытия и его форма: герой говорит о блаженстве «занятий», о том, что «праздность - проклятье» Такой для Пастернака «конечный вывод мудрости земной». Философия Пастернака - жизнеутверждающая и оптимистичная. В этом мире много трагедий и невзгод, но они ведут нас к новым высотам понимания жизни, служат своего рода, очищает душу, катарсисом. Нельзя сказать - «Мир прекрасен», но нужно - «Мир существует, и это прекрасно». Им правит закон любви. Все это должна принять человек, принять и работать.

- «Во всем мне хочется дойти ...». Человек должен жить, постигая законы этого мира - законы любви всего ко всему. Согласно им должно строиться и его жизни: «Но надо жить без самозванства, Так жить, чтобы в конечном итоге Привлечь к себе любовь пространства, Услышать будущий призыв. Труд при этом выступает как цель бытия и его форма: герой говорит о блаженстве «занятий», о том, что «праздность - проклятье» Такой для Пастернака «конечный вывод мудрости земной». Философия Пастернака - жизнеутверждающая и оптимистичная. В этом мире много трагедий и невзгод, но они ведут нас к новым высотам понимания жизни, служат своего рода, очищает душу, катарсисом. Нельзя сказать - «Мир прекрасен», но нужно - «Мир существует, и это прекрасно». Им правит закон любви. Все это должна принять человек, принять и работать.






Читайте также:



Это важно знать



Здесь можно скачать любое сочинение бесплатно