Сочинения по русскому языку и литературе
С нашим сайтом написать сочинение проще простого

На нашем сайте 3753 сочинения! Не понравилось одно — найдите другое на эту же тему:

Эпоха "серебряного века" и Осип Мандельштам


Эпохи одна от другой отличаются во времени, как страны в пространстве, и когда речь идет о нашем "серебряном веке", мы представляем себе какое яркое, динамичное, сравнительно благополучное время со своим особенным ликом, резко отличается от того, что было до и наступившему после. Эпоха "серебряного века" простирается между временем Александра III и 1917 годом. Течение "серебряного века" в нашей литературе проявили себя четыре поколения поэтов: бальмонтовськи (родившиеся в шестидесятые и начале 70-х годов XIX века), блоковськи (родившихся у 1880-го), Гумилевский (родившиеся около 1886 , и, наконец, поколение, родившееся в девяностые годы: Г. Адамович, М. Цветаева, С. Есенин, В. Маяковский, О. Мандельштам и другие. В письме Мандельштама к Тынянова от 21 января 1937 есть слова: "Вот уже четверть века, как я, мешая важное с пустяками, наплывает на русскую поэзию, но вскоре стихи мои сольются с ней, несколько изменив в ее строении и составе". Все свершилось, все сбылось. Его стихи невозможно отбросить от полноты поэзии.

Конечно, всегда найдутся люди, которых Мандельштам просто раздражает. Что ж, в его мнении, в его поэзии, во всем его виде является то царапающий, что задевает за живое, что заставляет к выбору между преданностью, что простит все, и нелюбовью, что не примет ничего. Но отнестись к нему безразлично невозможно. "Прописать бездомного тень бездомного поэта в ведомственном доме отечественной литературы, отвести для него нишу в пантеоне и на этом успокоиться - самая пустая затея. Уже который там пантеон, когда у него нет простого могилы, и это очень важная черта его судьбы ", - писал С. Аверинцев. В мир литературы Мандельштама ввел его учитель ВИЧ. Гиппиус, один из поэтов, тесно связанных с ранним русским декадентством. Поэтому ранние произведения Мандельштама написаны под влиянием поэзии символизма. Для этого этапа творчества было характерно представление поэта о Вселенной как о "мировой моросящий боль", "бедной земле". Однако уже в стихах той поры ощущался мастерство молодого поэта, умение владеть поэтическим словом, использовать широкие музыкальные возможности русского стиха, особенно ямба. Первая русская революция и события, сопровождающие ей, для мандельштамовського поколения совпали со вступлением в жизнь. В тот период Мандельштама заинтересовала политика, но тогда, на переломе от отрочества к юности, он оставил политику ради поэзии. В творчестве Мандельштама характерно преобладание над техникой, над образностью принципа аскетической сдержанности. У него преобладают рифмы "бедные", часто глагольные или грамматические, создающие ощущение красоты и прозрачности:

Никто тебя не проведет По зеленея долинах, И рокотанем соловьиным Никто тебя не возложилиэ ...

Все это сделано для того, чтобы рифма как таковая не застилала собой чего-то важного, что стремится донести до читателя поэт. В лексике ценится не столько богатство, сколько жесткий отбор. В Мандельштама нет ни разгула изысканных архаизмов, как у Вячеслава Иванова, ни нагнетания вульгаризмов, как у Маяковского, ни обилия неологизмов, как в Цветаевой, ни наплыва бытовых оборотов и словечек, как у Пастернака.

Есть целомудренные чары Высокий лад, глубокий мир, Далеко от эфирных лир Мной установленные лары.

В тщательно обмыть ниш В часы внимательных мероприятий слушаю моих пенатов Всегда восторженную тишину. Начало первой мировой войны - рубеж времен:

Век мой, зверь мой, кто сумеет Заглянуть в твои зрачки И своею кровью склеит Двух столетий позвонки?

Для Мандельштама - это время окончательного прощания с Россией Александра (Александра III и Александра Пушкина), Россией европейской, классической. Он прощается со старым миром по-своему, перебирая старые мотивы, приводя их в порядок:

В белом раю лежит богатырь: Пахарь войны, пожилой мужик в серых глазах мировая ширь: великорусский государственный лик Только святые умеют так В душистой гробу лежать: Випручавшы руки, блаженства в знак, Славу и покой вкушать ... Разве Россия не белый рай И не веселые наши сны? Радуйся, ратник, не умирай: Внуки и правнуки спасены!

Самым значительным из откликов Мандельштама на революцию 1917 года стало стихотворение "Сумерки свободы". Его очень трудно подвести под стандартные рамки "принятия" или "неприятия", но в нем четко звучит тема отчаяния и призыв "мужатися" - ведь происходит в России "огромное" и оно требует степени мужества, которая была бы пропорциональна этой огромности. "Идеал свершившийся мужества подготовлен стилем и практическими требованиями нашей эпохи. Все стало тяжелее и общин бесспорным, так и человек должен стать тверже ...", - писал Мандельштам в 1922 году в брошюре "О природе слова". Начало 20-х годов явилось для поэта периодом подъема его мысли и творческого вдохновения, но эмоциональный фон подъема, который звучит в стихах той поры, соединяется с чувством обреченности и физической болью тягот. Нельзя дышать, и твердь кишит червями, И ни одна звезда не говорит ...

В стихах 20-х и 30-х годов Мандельштам активизирует диалог с собственным временем, у них особое значение приобретает социальный начало, открытость авторского голоса. Сверхличною темой становится то, что происходит со страной, с народом. В Мандельштама нет каких особенно филантропических тем; но ведь и Пушкин не был сентиментальным моралистом, когда подвел итоги своих поэтических заслуг в строке: "И милость к падшего призывал". Дело не в морали, дело в поэзии. Согласно пушкинской вере, унаследованной Мандельштамом, поэзия не может дышать воздухом казней. Заступаючись за приговоренных к смерти, поэт не знал, что вскоре заступничество понадобится ему самому. Свои собственные злоключения, свою судьбу поэт принял с внутренним согласием на жертву: А мог бы жизнь просвистаты скворцом, Екатеринбурге ореховым пирогом, Да, видно, нельзя никак ...

ой Мандельштамом, поэзия не может дышать воздухом казней. Заступаючись за приговоренных к смерти, поэт не знал, что вскоре заступничество понадобится ему самому. Свои собственные злоключения, свою судьбу поэт принял с внутренним согласием на жертву: А мог бы жизнь просвистаты скворцом, Екатеринбурге ореховым пирогом, Да, видно, нельзя никак ...






Читайте также:



Это важно знать



Здесь можно скачать любое сочинение бесплатно