Сочинения по русскому языку и литературе
С нашим сайтом написать сочинение проще простого

На нашем сайте 3753 сочинения! Не понравилось одно — найдите другое на эту же тему:

Элементы сатиры в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина

Не понравилось сочинение?
У нас есть еще 6 похожих сочинений. Показать

Сказка - ложь, да в ней намек ... А. С. Пушкин в сказках Щедрина отражены основные социальные, политические, идеологические и нравственные проблемы, которыми характеризовалось русская жизнь второй половины XIX века. В сказках показаны все основные классы общества - дворянство, буржуазия, интеллигенция, трудовой народ. Сатира, что бичует правительственные верхи самодержавия, наиболее остро выделяется в трех сказках: «Медведь на воеводстве», «Орел-меценат» и «Богатырь». В сказке «Медведь на воеводстве» Щедрин рисует трех Топтыгин. Они по очереди заступают на место воеводы. Первый Топтыгин съел Чижика, второй задрал у мужика лошадь, корову, свинью, а третий вообще «жаждал кровопролитие». Всех их постигла одна судьба: мужики расправились с ними после того, как их терпение закончилось. В этой сказке Салтыков-Щедрин призывает на борьбу против самодержавия.

В сказке «Орел-меценат» Орел выступает в роли чиновника-просветителя, что при своем дворе завел искусства и науки. Но роль мецената ему вскоре наскучило: он потерял соловья-поэта, заточил в дупло ученого дятла и разогнал ворон. Автор делает вывод, что наука, образование, искусство должны быть только свободными, независимыми от разного рода орлов-меценатов. В сказке «Богатырь» автор показывает в образе Богатыря самодержавие, что спит и не является способным помочь людям. Люди страдают от войн и нашествий. Суть раскрывается в словах «супостатов»: «Но ведь Богатырь-то гнилой. Салтыков-Щедрин осуждает бездействие народа, его пассивность и долготерпение. Народ так привык к рабскому покорности, что даже не задумывается над своим тяжелым положением, кормит и поит бесчисленных дармоедов и позволяет себя же за это наказывать. Это наглядно отражено в сказке «Повесть о том, как мужик двух генералов прокормив. Два генерала, прослуживших всю жизнь в какой регистратуре, позже отменили «за ненадобностью», попали на необитаемый остров. Они никогда ничего не делали и теперь думают, что «булки в том самом виде родятся, как нам их утром к кофе подают. НЕ оказался под деревом мужика, генералы съели бы друг друга от голода. «Огромный человек» для начала накормил голодных генералов. Нарвал яблок и дал им по десятку, себе взял одно - кислое. Накопал из земли картофеля, разжег огонь, наловил рыбы. А дальше поистине чудеса стал творить: сельцо для рябчиков из собственных волос свил, веревку сделал, чтобы было чем генералам его к дереву привязывать и даже суп в пригоршня готовить наловчился. Сытые и довольные генералы рассуждают:

«Вот как хорошо быть генералами - нигде не пропадешь! По возвращении в Петербург генералы« денег загребли », а мужику выслали« рюмку водки, так пятак серебра: веселись, мужичина!

В этой сказке автомобилейор показывает долготерпение народа и его результат: сыты помещики и никакой благодарности мужику. О том, что может случиться, если мужика под рукой не окажется, говорится в произведении «Дикий помещик». Жил помещик «глупый, читал газету« Весть »и тело имел мягкое, белое и рассыпчатое». Действие происходит после отмены крепостного права, поэтому крестьяне «уволены». Правда, от этого им живется ничем не лучше: «куда ни глянь - все нельзя, так не положено, так не ваше». Помещик боится, что мужики у него все проедят и мечтает от них избавиться: «очень уж много развелось в нашем царстве мужиков». Мужикам тоже жизнь тоже не устраивает и они Бога молят: «Господи! легче нам пропасть и с детьми малыми, чем всю жизнь так маяться »Бог услышал молитву, и« не стало мужика на всем пространстве владений глупого помещика ». А что же помещик? Его теперь не узнать: оброс волосами, отрастил длинные ногти, ходит на четвереньках и на всех рычит - стал диким. Салтыков-Щедрин пишет используя «эзопов язык». Каждая сказка Салтыкова-Щедрина имеет свой подтекст. Например, в сказке о верном Трезор купец Воротилов, чтобы проверить бдительность пса, наряджаеться вором. Свое богатство купец нажил именно воровством и обманом. Поэтому автор замечает: «Странно, как к нему этот костюм шел. В сказках рядом с людьми действуют звери, птицы, рыбы. Всех них автор ставит в необычные условия и приписывает им те действия, которые они не могут делать в действительности. В сказках странным образом переплелись фольклор, иносказание, чудеса и действительность, что придает им сатирическое покраски. Пескарь Салтыкова-Щедрина может разговаривать и даже где служит, вот только «платные не получает и слуг не держит».

Карась не только умеет говорить, но и выступает в роли проповедника, вяленая вобла даже философствует: «тише едешь, дальше будешь; маленькая рыбка лучше, чем большой таракан ... Уши выше лба не растут». В сказках много преувеличений, гротеска. Это тоже придает им сатирическое покраски и комичность. Дикий помещик стал похож на зверя, одичал, мужик готовит суп в пригоршне, генералы не знают, откуда появляются булки. Почти во всех сказках уживаются фольклорные элементы и традиционные закрой. Так, в сказке «Дикий помещик» присутствует сказочный зачин: «в некотором царстве, в некотором государстве Жил-был помещик ...» и реальность: «он читал газету" Весть ". В сказке «Богатырь» сам Богатырь и Баба-яга является сказочными персонажами: «В некотором царстве Богатырь родился. Баба-яга его родила, випоила, вскормила и возрастила. В сказках много приповидок: «ни пером описать, ни в сказке сказать,« по щучьему велению »,« долго ли коротко, есть такие сказочные персонажи, как царь Горох, Иванушка-дурачок, стали словосочетания: «путем-дорогой», «судились-провожали. Рисуя хищных животных и птиц, Салтыков-Щедрин часто наделяет их такими несвойственными им чертами, как мягкость и способность прощать, что усиливает комический эффект. Например, в сказке «Самоотверженный заяц» Волк обещал помиловать зайца, другой волк один раз отпустил ягненка («Бедный волк»), Орел простил мышь («Орел-меценат». Медведь из сказки «Бедный волк» тоже урезонюе волка: «да ты хотя бы легче, что ли», а тот оправдывается: «Я и то ... сколько могу, облегчаю ...».

Салтыков-Щедрин высмеивал в своих сказках социально-политический строй царской России, разоблачал типы и образы, мораль и политику всего общества. Время, в которое жил и писал сатирик, для нас стал историей, но его сказки живы по сей день. Герои его сказок живут рядом с нами: «самоотверженные зайцы», «вяленые воблы», «караси-идеалисты. Потому что «всяком звере свою жизнь: льву - Левина, лисицы - лысое, зайцу - заячье».

100 наделяет их такими несвойственными им чертами, как мягкость и способность прощать, что усиливает комический эффект. Например, в сказке «Самоотверженный заяц» Волк обещал помиловать зайца, другой волк один раз отпустил ягненка («Бедный волк»), Орел простил мышь («Орел-меценат». Медведь из сказки «Бедный волк» тоже урезонюе волка: «да ты хотя бы легче, что ли», а тот оправдывается: «Я и то ... сколько могу, облегчаю ...».

Салтыков-Щедрин высмеивал в своих сказках социально-политический строй царской России, разоблачал типы и образы, мораль и политику всего общества. Время, в которое жил и писал сатирик, для нас стал историей, но его сказки живы по сей день. Герои его сказок живут рядом с нами: «самоотверженные зайцы», «вяленые воблы», «караси-идеалисты. Потому что «всяком звере свою жизнь: льву - Левина, лисицы - лысое, зайцу - заячье».


Похожие сочинения:






Читайте также:



Это важно знать



Здесь можно скачать любое сочинение бесплатно