Сочинения по русскому языку и литературе
С нашим сайтом написать сочинение проще простого

На нашем сайте 3753 сочинения! Не понравилось одно — найдите другое на эту же тему:

Тема настоящего и будущего в поэзии Н. А. Некрасова


Страницы: [1]  2   (сочинение разбито на страницы)

Представленная двумя направлениями, поэзия шестидесятых годов XIX века затрагивает не только проблемы вечных ценностей, общечеловеческих святынь («поэты чистого искусства»), но и социальные и политические вопросы, выполняя функцию рупора демократических идей (поэты социал-демократического направления). Становится понятным, почему тема настоящего и будущего имела такое важное значение в поэзии социал-демократов, в частности в творчестве Н. А. Некрасова, который стал первым поэтом, «лиру посвятившим народу своему». Противопоставляя безотрадное существование крестьян благополучной жизни «довольных господ», «владельцев роскошных палат», Некрасов тем не менее верит в светлое для русского народа будущее.

Уже в одном из первых стихотворений, написанном в 1836 году, «В дороге» встречается образ, характерный для всего творчества в целом, — образ дороги, который олицетворяет путь в будущее, исполненное надежд и чаяний автора. В настоящем же поэт не может не говорить о проблемах трудящегося люда, в частности о тяжести женской доли. В стихотворении рассказывается о трагической судьбе крестьянской девушки, воспитанной в господском доме и по прихоти барина отданной в мужицкую семью на собственную гибель и на горе своему мужу-крестьянину. Читатель понимает, чем вызвано недоверие ямщика к господам, фактически погубившим Грушу, но также видит и глубокое невежество крестьянина, который с недоверием относится к просвещению, считая, что это ненужная господская причуда:

Иногда страх меня, слышь, щемит,

Что погубит она сынишку:

Учит грамоте, моет, стрижет.

Известный критик А. Григорьев писал, что это стихотворение не только «ставило в одну поэтическую форму целую эпоху прошедшего», но и «забрасывало сети в будущее», тем самым словно указывая на то, что некрасовский народ «ещё не вырос, он весь в будущем».

Продолжил тему нелёгкой женской судьбы Некрасов в стихотворении 1846 года «Тройка». Композиционно произведение можно разделить на две части: в первой — поэт даёт зарисовку сценки, которую увидел: красивая деревенская девушка («На тебя заглядеться не диво // Полюбить тебя всякий не прочь») бежит вослед промчавшийся тройке. Эта, казалось бы, небезрадостная картина вызывает у лирического героя самые безотрадные размышления. Используя приём перспективы, поэт рисует тягостную жизнь, полную тревог и забот, которая ожидаёт девушку в будущем, — это тема второй части стихотворения:

От работы и чёрной и трудной

Отцветешь, не успевши расцвесть,

Погрузишься ты в сон непробудный,

Будешь нянчить, работать и есть.

Автор предрекает героине горькое существование в атмосфере «бессмысленного, вечного» страха и раннюю смерть («и схоронят в сырую могилу, // Как пройдешь ты тяжёлый свой путь»). Прозрение будущего настолько удручает поэта, что ему не кажется уместным недолгое и непрочное веселье в настоящем.

Некрасов постоянно подчёркивает, что женщина несёт на себе двойной гнет: не только семейный, но и крепостной. Эта идея лежит в основе стихотворения «Вчерашний день, часу в шестом...». Произведение необычайно конкретно: лирический герой, который «зашёл на Сенную», становится свидетелем жестокого публичного наказания — избиения «крестьянки молодой» кнутом. Истязаемая крестьянка — «родная сестра» Музы, то есть Муза Некрасова — символический образ народного страдания.

Проблема тяжёлой женской доли находит своё отражение и в поэме «Кому на Руси жить хорошо». В центре главы «Последыш» — Матрёна Тимофеевна Корчагина, жизнь которой — воплощение всевозможных бед в судьбе крестьянки: семейная каторга, ухаживания управляющего Ситникова, смерть первенца, рекрутчина, тяжесть непосильного труда, смерть родителей, наказание розгами за сына Федотошку, пожары, болезни, голод.

Бабушка Ненила, просящая лесу, чтобы починить избушку, девушка Наташа, мечтающая выйти замуж за вольного хлебопашца («Забытая деревня»). — ещё один вариант трактовки темы женской доли. Однако в этом стихотворении появляется мотив, сквозной для всего произведения,— «Вот приедет барин». Наивная вера крестьянина в доброго барина, упование на его приезд составляют основу стихотворения. Мотив этот усиливается (слова «Вот приедет барин» повторяются хором), но, достигнув высшей точки, он сникает. В этом произведении категории будущего и настоящего времени полярно разведены: мысли о грядущем похожи на утопию, полны светлой веры, в то время как реальность настолько безотрадна, что не оставляет практически никаких надежд:

Страницы: [1]  2   (сочинение разбито на страницы)






Читайте также:



Это важно знать



Здесь можно скачать любое сочинение бесплатно