Сочинения по русскому языку и литературе
С нашим сайтом написать сочинение проще простого

На нашем сайте 3753 сочинения! Не понравилось одно — найдите другое на эту же тему:

Цветопись в портрете города в романе Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание"

Не понравилось сочинение?
У нас есть еще 7 похожих сочинений. Показать

Здесь будет город заложен Назло горделиво соседу.

А. С. Пушкин. Медный всадник

Петербург ... Город, возведенный на болотах, построенный на костях тысяч людей, порождение сверхчеловеческого гения великого Петра, дерзнуло бросить вызов самой природе. Точно так же бросает вызов человеческой природе Родион Раскольников. Именно здесь, в Петербурге, на котором лежит печать проклятия, он вынашивает свою удивительную идею. Действие романа "Преступление и наказание" разворачивается не на площади с фонтанами и дворцами и не на Невском проспекте, был для современников своего рода символом достатка, положения в обществе, пышности и великолепия. Петербург Достоевского - это отвратительные трущобы, грязные и дома терпимости, узкие улочки и мрачные закоулки, тесные дворы-колодцы и темные задворки. Здесь душно и нечем дышать от вони и грязи, на каждом углу попадаются пьяные, обшарпанци, продажные женщины. В этом городе постоянно происходят трагедии: с моста на глазах у Раскольникова пьяная женщина бросается в воду и тонет, под колесами франтивськои барской коляски гибнет Мармеладов, на проспекте перед каланчой кончает жизнь самоубийством Свидригайлу, на мостовой истекает кровью Катерина Ивановна, а на бульваре Раскольников встречает молоденькую девушку, "где-нибудь напоили, обманули, так и пустили на улицу". Петербург Достоевского болен, и больные, кто морально, кто физически, большинство персонажей его произведений. Характерной чертой, по которой мы узнаем обстановку и людей, затронутых болезнью, является раздражающие, навязчивый, нездоровый желтый цвет. Желтые обои и мебель желтого дерева в комнате старухи-процентщицы, желтое от постоянного пьянства лицо Мармеладова, желтая, "похожая на шкаф или сундук" ячейка Раскольникова, женщина-самоубийца с желтой выпитой лицом, желтоватые обои в комнате в Сони, "мебель из желтого отполированного дерева "в кабинете Порфирия Петровича, перстень с желтым камнем на руке Лужина. Эти детали отражают безысходную атмосферу существования главных действующих лиц романа, становятся предвестниками недобрых событий.

Предвестником недобрых событий является также красные цвета. За полтора месяца до убийства Раскольников отправляется заложить "маленькое золотое колечко с тремя какими красными камешками" - подарок сестры на память. "Красные камешки" становятся как бы предвестниками неизбежного пролития крови. Цветовая деталь повторяется: красные отвороты на сапогах Мармеладова замечает Раскольников, мысли которого настойчиво возвращаются к преступлению ...

Глаза Раскольникова уже привыкли "к городской пыли, до известия и до огромным что теснят и давят домам. Противны не только улицы, мосты и дворы, но и жилья героев романа - "злдневные, униженные и оскорбленные ". Гнетущее впечатление производят многочисленные и подробные описания кривых лестниц, низких площадок и серых комнат-клеток. В такой малюсенькой каморке, больше похожий на "гроб" или "шкаф", где "вот-вот стукнешся головой о потолок", тянет свое существование главный герой. Неудивительно, что здесь он чувствует себя задавлен, забитым и больным, "животным дрожащей". В самом воздухе Петербурга словно растворена какая гибельная и нездоровая страсть. Атмосфера безысходности, уныния и отчаяния, царящего здесь находит зловещие черты в возбужденном мозгу Раскольникова, его преследуют образы насилия и убийства. Он - типичное порождение Петербурга, он, как губка, впитывает ядовитые испарения смерти и тления, и в душе его происходит раскол: в то время как его мозг вынашивает идею убийства, сердце переполняет боль за страдания людей. Он не задумываясь отдает последнюю копейку попав в беду Екатерины Ивановне и Соне, пытается помочь матери и сестре, не остается равнодушным к незнакомой проститутки на улице. Но однако раскол в его душе слишком глубокий, и он переступает черту, отделяющую его от других людей ради того, чтобы "сделать первый шаг" во имя "всеобщего счастья". Раскольников, загордившись себя сверхчеловеком, становится убийцей, как никогда стал убийцей и палачом именно этот город. Его прекрасные дворцы стоят на костях десятков тысяч людей, их предсмертные стоны и проклятия застыли в его изысканной архитектуре.

Петербург не раз становился действующим лицом русской художественной литературы. А. С. Пушкин составил гимн великому городу в "Медном всаднике", лирически описал его великолепные архитектурные ансамбли, сумм раки белых ночей в "Евгении Онегине". Но поэт чувствовал, что Петербург неоднозначен:

Город пышный, город бедный, Дух неволи, стройный вид, С от небес зелено-бледный, Сказка, холод и гранит ...

B. М. Белинский в письмах признавался, как ненавистный ему Питер, где так трудно и мучительно жить. Петербург в Н. В. Гоголя - оборотень с двойным лицом: по парадной

красотой скрыта крайне бедная и скудная жизнь. Только что мы познакомились с Петербургом Достоевского. Можно сделать вывод, что все вместе: пейзажные картины Петербурга, сцены его уличной жизни, интерьеры "углов" - создают общее впечатление города, враждебный человеку, теснит, давит его, создает атмосферу безысходности, толкает на скандалы и на преступления. Традиции изображения Петербурга были продолжены такими замечательными поэтами, как А. Ахматова и О. Мандельштам. У каждого из них тоже свой город. В произведениях Ахматовой ее любимый город представлено красивым и величественным, как у Пушкина. Город Мандельштама - жутковатые-черный, ближе к тому, как его изобразил Достоевский:

Ты вернулся сюда, так глотай же скорей Рыбий жир ленинградских речных фонарей. Узнавай же скорее декабрьский день, Где к зловещего дегтя желток.

глотай же скорей Рыбий жир ленинградских речных фонарей. Узнавай же скорее декабрьский день, Где к зловещего дегтя желток.


Похожие сочинения:






Читайте также:



Это важно знать



Здесь можно скачать любое сочинение бесплатно