Сочинения по русскому языку и литературе
С нашим сайтом написать сочинение проще простого

На нашем сайте 3753 сочинения! Не понравилось одно — найдите другое на эту же тему:

Гражданский подвиг Н. Г. Чернышевского


После крестьянской реформы 1861 года, когда в российских деревнях начались волнения, вызванные грабительским характером реформы, получила хождение прокламация «К барских крестьян. Ее авторство власти решили приписать Чернышевскому. Однако не так-то просто было расправиться со знаменитым литературным критиком, статьи которого пропускались царской цензурой и широко печатались в «Современнике» и «Отечественных записках». Всем было известно о его революционные симпатии, о близости с Герценом и другими крупными революционерами, однако эта сторона деятельности Чернышевского была тщательно законспирирована. На глазах была только его литературная деятельность. С поразительной и смелым ловкостью Чернышевский умел высказываться в своих статьях «между строк». Когда в напечатанных в «Современнике» статьях о Гарибальди и в комментариях к итальянским событий он со странным упорством чуть ли не в каждой фразе повторял: «в Италии», «я говорю об Италии», даже самый нелепый читатель наконец начинал понимать, что речь шла о России и о текущих политических событиях.

Однако формально придраться было не к чему. 7 июля 1862 власть, боясь открытого восстания, арестовали Чернышевского и был брошен в Петропавловскую крепость. Формальным поводом послужило письмо Герцена, в котором говорилось о том, что он вместе с Чернышевским собирается печатать «Колокол» за границей, поскольку в России журнал был запрещен. Но этого было мало, необходимо было предъявить Чернышевскому более веское обвинение. Но в чем? И власти пошли на прямую подделку. Отставной уланский корнет В. К. Костомаров, разжалованный в рядовые за тайное печатание «возмутительных изданий», человек с психическими отклонениями и бездарный поэт-графоман, чтобы избежать наказания, согласился сотрудничать с III отделением. Подделав почерк Чернышевского, Костомаров написал записку, якобы от Чернышевского, с просьбой изменить одно слово в прокламации. Кроме того, Костомаров сфабриковал еще письмо, в котором якобы содержались якобы неоспоримые доказательства прямого участия Чернышевского в революционной деятельности. На основании этих фальшивых доказательств в начале 1864 года Сенат вынес Чернышевскому приговор - 14 лет каторги и вечное поселение в Сибири. Александр II утвердил приговор, сократив срок пребывания на каторге на 7 лет, однако фактически Чернышевский провел в высылки более 18 лет. При аресте Чернышевского были конфискованы все его записи, включая дневник. Сами «опасные» заметки были зашифрованы (довольно примитивным способом), однако в целом дневниковые записи носили довольно беспорядочный характер, к тому же их язык и стиль делали довольно сумбурное впечатление. Когда Чернышевскому, который решительно отверг фальшивку Костомарова, стали висуать обвинения уже на основании дневниковых записей, он придумал смелый и интересный ход: решил выдать дневник за черновик литературного произведения, а все свои соображения - по вымысел беллетриста. Более того, существует мнение (люто не принималась официальным советским литературоведением), что Чернышевский стал писать «Что делать?» Лишь для того, чтобы оправдать содержание своего «крамольного» дневника.

Вряд ли его написания только в этом, однако эта версия проливает свет на загадку романа, явно плохо продуманного и написанного в спешке. Действительно, тон повествования то становится небрежным и разрешимы, то оно приобретает надуманные, фантастические черты. В советском литературоведении было принято утверждать, что царская цензура просто «проглядела» революционный характер произведения и поэтому допустила его к печати.

Но есть и другая точка зрения: цензоры прекрасно видели, что все в этом якобы «любовном» романе шито белыми нитками, однако, принимая во внимание полное отсутствие каких-либо художественных ценностей рукописи (об этом на первых страницах заявляет и сам автор), они надеялись, что прославленный публицист и революционер скомпрометирует себя в глазах просвещенной общественности столь бездарным произведением. Но получилось все наоборот! И дело тут не в литературных дарения автора, но в том, что он своей книгой покорил не одно поколение молодых людей, которые смеялись над рассуждений о Прекрасное и самой безупречной форме предпочитали «полезный» содержание. Они презирали «бесполезное» искусство, зато преклонялись перед точными науками и естествознанием, они отказывались от религии, но с религиозным пылом отстаивали веру в человека, точнее, в «новых людей», т.е. в самих себя. Сын священника и поклонник Фейербаха, Чернышевский, этот мученик за веру в светлое будущее человечества, открыл дорогу тем, кто подменил религию Богочеловека религией людинибога ... Так случилось, что предсмертный бред Чернышевского записал секретарь. Его последние слова удивительным образом перекликаются с фразой, сказанной несколько десятилетий через Зигмундом Фрейдом по поводу своей научной деятельности: «В этой книге Бога нет». Чернышевский в своих предсмертных грезах упоминал о каком произведение (кто знает, быть может, о своем романе?): «Странное дело: в этой книге ни разу не упоминается о Боге».






Читайте также:



Это важно знать



Здесь можно скачать любое сочинение бесплатно