Сочинения по русскому языку и литературе
С нашим сайтом написать сочинение проще простого

На нашем сайте 3753 сочинения! Не понравилось одно — найдите другое на эту же тему:

Проблема воспитания молодого дворянина в произведениях А. С. Пушкина и А. С. Грибоедова


Страницы: [1]  2   (сочинение разбито на страницы)

Несмотря на то, что в начале XIX века самым распространённым литературным направлением в России был романтизм, в творчестве многих писателей того временя появлялись уже черты реализма. Впервые они встретились в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума», писателем же, создавшим большую часть своих произведений под влиянием этого направления, был А. С. Пушкин. И Пушкина, и Грибоедова, как писателей-реалистов, интересовало общество и его влияние на человека, формирование личности средой, именно поэтому значительное место в их творчестве занимала проблема воспитания.

Пушкин и Грибоедов были дворянами, героями их произведений чаще всего становились люди этого сословия, и, говоря о воспитании, они также прежде всего, имели в виду дворянство. Проблема воспитания молодого дворянина поднята Грибоедовым в комедии «Горе от ума», а Пушкиным в романах «Евгений Онегин» и «Капитанская дочка».

В описании детства Чацкого, Софьи и Онегина можно найти немало общих черт. Так, Софье отец «умел... принанять // В мадам Розье вторую мать», и за Онегиным Madarne «ходила», «потом Monsieur её сменил». Чацкий в разговоре с Софьей упоминает танцмейстера Гильоме — француза, «подбитого ветерком». «Ветрен и беспутен до крайности» был и француз-учитель из романа «Капитанская дочка». И хотя, по словам Гринёва, «в то время воспитывались... не по-нынешнему» (события романа происходят в XVIII веке), мосье Бопре, выписанный Петруше из Москвы «вместе с годовым запасом вина и прованского масла», не отличается ни от учителей Чацкого и Софьи, ни от Monsieur Г Abbe («француза убогого», как называет его Пушкин). Как воспитатель Онегина,

Чтоб не измучилось дитя,

Учил его всему шутя,

Не докучал моралью строгой, —

так и Бопре не утруждал Петрушу учебой: «Каждый из нас занимался своим делом», — вспоминал Гринёв. Чацкий прав, говоря, «что нынче, так же, как издревле, // Хлопочут набирать учителей полки, // Числом поболее, ценою подешевле?». За столетие ничего не изменилось, и единственными «признаками» «ученья» у «менторов» остались «колпак... халат, // Перст указательный», а не научные знания.

И Пушкин, и Грибоедов осуждают доверие русских семей иностранным учителям. Намного больше, чем Бопре, ценит Петруша своего крепостного дядьку Савельича, хотя и с иронией описывает, как «под его надзором на двенадцатом году выучился... русской грамоте и мог очень здраво судить о свойствах борзого кобеля».

Как Савельич на протяжении всего романа сопровождает Петрушу, заменяя ему отца, так и няня Татьяны была ближе ей, чем родители девушки. От неё Таня слышала «страшные рассказы», которые «пленяли... сердце ей», няне она призналась в том, что влюблена в Онегина. Именно влияние, оказанное на девушку средой, в которой она росла, помогло Татьяне остаться искренней и естественной, в отличие от грибоедовской Софьи. Обе девушки были «чужими» в своих семьях: Софье «сна нет от французских книг» и Татьяне романы «заменяли все», но увлечение «обманами Ричардсона и Руссо» никогда не вытесняло в Татьяне любви к «привычкам милой старины». В Софье же, напротив, естественность убивали не столько сентиментальные романы, сколько общественная мораль «грех не беда, молва не хороша», в соответствии с которой и воспитывалась девушка.

Как и Софью, личность Евгения Онегина во многом сформировал высший свет. Очутившись «на свободе», юноша был мгновенно принят светом, ибо обладал всеми необходимыми в обществе качествами: был привлекателен, «по-французски совершенно // Мог изъясняться и писал; // Легко мазурку танцевал // ...кланялся непринужденно» и «истинный был гений» в «науке страсти нежной». Всего этого было достаточно, чтобы «...свет решил, // Что он умён и очень мил». Важно отметить, что такие же критерии ума были и у фамусовского общества — по словам самого Павла Афанасьевича, французов нанимают для того, чтоб «...дочерей всему учить, всему— // И танцам! и пенью! и нежностям! и вздохам!»

Страницы: [1]  2   (сочинение разбито на страницы)






Это важно знать



Здесь можно скачать любое сочинение бесплатно