Сочинения по русскому языку и литературе
С нашим сайтом написать сочинение проще простого

На нашем сайте 3753 сочинения! Не понравилось одно — найдите другое на эту же тему:

Или Улавливаете вы общее между любовью лирической героини и любовью Маруси Чурай.


Вопрос о вечном в человеческой душе, заявленное выше, позволило бы учителю перейти на третьем уроке к разговору о человеческой личности в контексте времени, истории на основе стихов «Жизнь идет и все без корректура» и «Уже началось, пожалуй, будущее ...» Вдумайтесь вместе с учениками, что объединяет эти два стихотворения? После ученических размышлений выкладываем нашему мнению: прежде чувство ответственности человека перед обществом. Второе - единство временного цепи вчера - сегодня - завтра, в центре которого человек. Третье - зориеитованисть человеческого «Я» на высокую духовность в жизни и творчестве, на несуетно и непреходящий. Оба стихотворения звучат как предостережение - «как напишешь, так уже и будет ...» Помни, человек: жизнь не имеет черновиков.

Напрашивается аналогия с поэзией В. Симоненко «Ты знаешь, что ты человек». Подумаем вместе с учениками над содержанием строк В. Симоненко «И жить спешить надо .., смотри, не проспи ...» и Лины Костенко: «А мы живые, нам надо спешить сделать то, оставить после себя ...» Эти проблемы должны быть опорными в определении пафоса поэзии такого направления и одновременно могут стать темой разговора о роли человеческой личности в общественной жизни. А продолжение разговора можем активизировать строками стихотворения «Уже началось, пожалуй, будущее»: «не променяют неповторимое на сто эрзацев в себе». Предметом для отдельного разговора могла бы стать заключительная мысль стихотворения: «Пусть хрупкие пальцы этики нажмите вам сердце и уста».

Как проектируются эти слова на жизнь каждого? В чем самоценность человеческой жизни, отдельной индивидуальности? Как фраза «Любите травинку и животном» соотносится с жизнью человека в нашу эпоху? Это все вопросы для дискуссии, которая может быть проведена на основе философской лирики Лины Костенко, чье сердце болит тревогами мира. Отдельным предметом в процессе формирования ученических суждений о судьбе народа в общественно-историческом развитии следует выделить стихотворение «Цавет танем» Учитель может начать работу над этим произведением с короткого раздумья, предвидя далее активизацию ученических знаний строкой вопросов. Краткое вступительное слово может иметь такой акцент.

«Цавет танем» - это фраза, произнесенная по-армянски, стала известной во всех концах нашей земли после большой трагедии, выпавшей на долю армянского народа после землетрясения. «Твой боль беру на себя» - високогуманни слова, это знак эпохи, ибо все братские народы и весь мир бросился на помощь несчастной земле. Именно эта ситуация выявила мощное общечеловеческое чувство милосердия, сопереживания, активной доброты, что вылились в минуту всеобщего единения вокруг человеческой беды. Эта фраза стала названием одной из стихов Лины Костенко, которая вошла в школьную программу. Но сначала попробуем сосредоточить внимание учащихся на той драме, яа вызвала горячий отклик в человеческих душах. Нам кажется, что детям нужно предложить вопросы, которые бы выводили их мнению за пределы отдельного факта, учили их определенной ситуации переходить к аналогиям, а дальше - к обобщениям. Приблизительная ориентация для учителя может быть такой. Знающих ученики об истории Армении? Что могут сказать о культуре этого народа? Или судьба только армянского народа родила это стихотворение? Что дало возможность автору подняться над отдельным фактом? Могут выпускники провести аналогию между драмой армянского народа и украинского в историческом, культурно-культурном аспектах? Чувствуют ученики подтекст этого стихотворения? Какие ассоциации, какие мысли вызывают следующие строки:

Бредут, бредут изгнанники бездомные люди ... А Ни крыши же, ни приюта - на уме букварь! Их топчут сыты кони, рвет и косит, А буквы в легендах и песни.

Как понимаю метафору, на которой выстроена мысль: «... те буковки армянские выводят, как стебельки, слезами поливают, и буквы принялись? Почему Лина Костенко активно пользуется приемом повтора («А ветер, ветер, ветер !..»;« Бредут, бредут изгнанники »). Какого эффекта достигает этим автор?

Вот почему категорию памяти можно перекинуть мостик к тому массива стихов Лины Костенко, о котором говорилось на первых уроках (проблема «человек и война». Таким образом, подчеркнем полифоническое, багатопроблемне звучание лирики Лины Костенко. Имело бы место на уроке коротенькое, возможно, даже поэтическое представление С. Капутикян, армянской поэтессы, чистого и мужественного голоса души народа, кому Лина Костенко и посвятила эту поэзию.

'Считаем необходимым хотя бы вкратце остановиться на проблеме «художник и общество», какой ее видит Лина Костенко. Общепризнанная тезис о категории боли как один из мощных импульсов поэзии, сформулированная еще Л. Первомайским («Стихи начинаются не с буквы, а из большого боли, которого и не измерить ...»), расширяются Линой Костенко за счет. категории совести - вечного фактора творчества, передается по наследству от старшего поколения мастеров к тем, кто приходит им на смену. Поэтому размышление поэтессы - «Ты, незглибима совисте мастеров, тебе не страшно навигаций Лети ...» - это и дань мудримьпопередникам, и предостережение современникам, и кодекс для себя самой, выверенный меркой вечной работа, как судьбы, которую сама себе выбрала:

Я - жниц поденная. Тяжелая моя низа По всю жизнь я не вижний ее.

Жажда гражданственности - движущая и определяющая сила поэзии Лины Костенко, сочетающий в себе извечного ответственность художника за судьбу и счастье народа от уникально личностным ощущением своей генеалогии. Между приведенными выше строками из ранней сборника «Путешествия сердца» и болезненный выстраданным определению своего «Я» - «моего народа веточка Терновая» («Сад нетающих скульптур») - дистанция, длинная двух десятилетий. И если вспомнить, какими сложными и неблагоприятными для творческой личности эти годы выдались, то достойной удивления видится последовательность Лины Костенко - человека и художника, которая свою гражданскую кредо определил еще в начале поэтической тропы, будто предвидя ту неволю сердца, ума и слова, которая ей и ее единомышленникам судилась надолго:

Не избегает в пути круговорота Пусть руки загартуються твои Потому придется плавать и против, и поперек стремительной течения ...ем своего «Я» - «моего народа веточка Терновая» («Сад нетающих скульптур») - дистанция, длинная двух десятилетий. И если вспомнить, какими сложными и неблагоприятными для творческой личности эти годы выдались, то достойной удивления видится последовательность Лины Костенко - человека и художника, которая свою гражданскую кредо определил еще в начале поэтической тропы, будто предвидя ту неволю сердца, ума и слова, которая ей и ее единомышленникам судилась надолго:

Не избегает в пути круговорота Пусть руки загартуються твои Потому придется плавать и против, и поперек стремительной течения ...





Читайте также:



Это важно знать



Здесь можно скачать любое сочинение бесплатно