Сочинения по русскому языку и литературе
С нашим сайтом написать сочинение проще простого

На нашем сайте 3753 сочинения! Не понравилось одно — найдите другое на эту же тему:

Украинский боярыня, или Как написать сочинение по драме Леси Украинский «Боярыня»


Бояре, как известно, были в Московии. Итак, мы отправимся в Москву да еще в XVII века, чтобы узнать об измене Украине, о любви к Украине и о большой любви. Обратимся к драматической поэме «Боярыня». Поэма Леси Украинский связана с эпохой Руины и Петра Дорошенко. Почему из всех наших эпох она выбрала именно эту? Ибо она вообще брала для своих произведений не эпохи расцвета и славы, а эпохи революций, кровавых переворотов, страшных ка-таклизмив, неволи, плена и т.д. Правда, самой борьбы, того омута кровавого, что кипел в сердце тогдашнего украинского жизнь, поэтесса не воспроизводит: она остается в стороне и только прислушивается к нему. Тех боев в ее времена и не было, если не считать мелких стычек, которые случались на Украине за революцией 1905 года. Наоборот ей хорошо была известна психология людей, живших после разгрома, «на руинах». Она лишь описала то, что видела и слышала.

Хотя Леся Украинский и не воспроизводит в своей поэме борьбы, происходившей за Руины, однако она на нее реагирует, проявляя свое политическое лицо и свои симпатии к участникам борьбы. Но не думайте, что Степан и Оксана - реальные герои. Они не являются историческими лицами: с эпохой Руины связанные настолько, насколько сама поэма связана с ней. Совсем легко их можно было бы взять из той эпохи и перенести в любой другой, хоть нашей. Подумайте, не перенесла Леся Украинский идеи и настроения, питавшие ее и ее поколения, на фигуры прошлого Украины? Возможно, так и есть? В лице Степана можно усматривать того украинского интеллигента конца XIX и начала XX века, что, потеряв чувство национального и оторвавшись от массы, от народа, сам шел в чужую окружения и перенимал чужую культуру, отрекшись родной. Если вы помните, об этом писал еще Шевченко. В лице Оксаны можно усматривать другой тип интеллигента, того, что долго боролся за принцип национального самоопределения, спорил, протестовал, но, оказавшись в когтях царизма московского чиновничества, не имел уже силы вырваться на волю и страдал, хирел, умирал на чужбине. Возможно, не сейчас вам, но потом вы поймете, как совсем-таки непросто разорвать все связи с тем знакомым, что окружало с самого детства: друзья, родной дом - вообще, родная земля. Именно о такой ностальгию пишет в своей драматической поэме Леся Украинский. Почему она обращается к такой теме? Потому писала свое произведение Леся в Египте. Оторванность от украинского окружения порождала ностальгию, тоску по родному краю.

Как же «Боярыня» связана с исторической действительностью. Действующие лица, как уже упоминалось, выдуманные, а не исторические. Может, только некоторые из них напоминает исторических лиц. Так, например, в лице Яхненко, того гостя-казака, привозит Оксане письмо от брата-чици-подруги, можно узнать Дорошенколужбову карьеру, не останавливался ни перед чем. Он - лукавый неискренен, льстивый, хитрый и жестокий, надо было любой ценой получить свое место под солнцем. Царю он, собственно, не служит, а угождать, как раб. Обидно, что так делает и Степан, который еще помнил об украинских традициях и казацкую славу. Ему приходится царю даже танцевать гопак. И он делал это, потому что так делают все бояре. Низкий их моральный уровень оказывается в рабском обычаи целовать руку царю. Степан понимает всю отвратительность этого акта, но не отказывается его делать.

Несмотря на свое моральное убожество, московский боярин надменно относился ко всем другим нациям. Не успела Оксана оправиться среди нового окружения, как ее уже окрестили «хохлушею. И это в то время, когда якобы все нации были равны. Оксана слышала, как

о ней с презрением говорили: «черкашенка, чужачка. Но чем она была хуже: разве тем, что не так разговаривала, не так одевалась (хотя потом на нее же натянули «сарафан»), не научилась сидеть в четырех стенах, потому подрастала на свободе, что хотела иметь свой собственный голос? Московская одежда быстро спротивилася Оксане. Женский шарахван, по ее словам, был такой Бахмат и длинный, как поповская ряса. «Кокошник» она равняет с украинским пидситком. Но с новой одеждой, хотя и непривычным, можно смириться. Нельзя привыкнуть к странных обычаев. Оксану, например, очень поразило то, что в Москве не поют по рощам так, как на Украине. Но, кажется, там и рощ таких нет. А в «палатах» не запоешь - не так на тебя посмотрят да еще к царю дойдет. Тогда не миновать тебе пыток. Зато пить в Москве очень любят. На банкете люди «пьют, пьют, пока попьються, потом ссоры.

В поэме также противопоставляется украинская женщина московской. Умирая, Оксана советует Степану вторично жениться на солдаткой и так аргументирует свой совет:

Все мы режем словам, А тут женщины плохо, они боятся ...

Оксану очень удивляло, что в Москве нельзя же девушке ходить, что надо бежать в терем, когда идут гости, потому женщине видишь, нельзя быть среди мужчинами: она может только выходить к ним, чтобы угостить. Не женщина, а рабыня или верное щенка: «А ну, к ноге; ну лапу дай!» А дальше: «Иди отсюда, надо знать свое место». Не лучше были дела и с браком. Из поэмы видим, что Анна, Оксанина невестка не может встретиться со своим помолвлен. Удивительно то, что Анна, хоть и украинская, но уже так аклиматизувалася, что не представляет себе, как это может быть иначе. Женились на Московщине через сваху, не повидавшись. Поэтому и хочет Леся Украинский в своей поэме изобразить трагедию родного края, показать, что может с ним произойти, когда его предадут, как это делает Степан, или «закроют» за решеткой, чтобы он забыл, что такое воля, как это сделали с Оксаной .






Читайте также:



Это важно знать



Здесь можно скачать любое сочинение бесплатно