Сочинения по русскому языку и литературе
С нашим сайтом написать сочинение проще простого

На нашем сайте 3753 сочинения! Не понравилось одно — найдите другое на эту же тему:

Бездны русской души в повести И.А. Бунина «Суходол»


В повести «Суходол» И. А. Бунин рисует безумную российскую действительность, которая порождает русскую душу, полную причудливых контрастов: то щедрую и отзывчивую, то безудержную и страстную. Как писал позже сам Иван Алексеевич, «Суходол» относится к произведениям, которые «резко изображают русскую душу, ее своеобразные сплетения, ее светлые и темные, но почти всегда трагические основы». Странно уже то, какими страстными сторонниками суши были его жители. Так, дворовая девушка Наталья «целых восемь лет отдыхала ... от суши, от того, что заставил он ее выстрадать», но все же при первой же возможности возвращается туда. «Барышня» тетя Тоня прозябала в нищете, в бедной крестьянской хате, но не допускала даже мысли о жизни в другом месте, хотя «и счастья, и разума, и вида человеческого лишил ее Суходол. Глубоко скорбит по родным местам беззаботный и легкомысленный Аркадий Петрович. «Один, один Хрущев остался теперь в мире. Да и тот не в Суходоле »- говорит он. В чем же причина такой сильной привязанности к этой тупиковой места, «... голого выгона, в дома и оврагов, и разоренной усадьбе суши»?

Писатель объясняет это особенностью «Суходольская» души, над которой огромную власть имеют воспоминания, очарование степных просторов и древняя семейственность. В повести показаны кровные и тайные узы, которые «незаконно» объединяют дворовых и господ. Все, в сущности, родственники в Суходоле. Согласно семейным преданиям, в жилах дедушки Петра Кирилловича течет не только кровь знатных и легендарных предков, «людей возрастной литовской крови так и татарских князьков. Лакей Герваська является его незаконным сыном, а Наталья, няня молодых господ Хрущевых, воспринимается ими как истинно родной человек. Может, поэтому так причудливо переплетаются в характере суходольцев вспыльчивость, доходящая до неистовства, и видхидливисть, крайняя жестокость и мягкость, сентиментальность, мечтательность. Быт тоже сделал свое влияние на душевное состояние людей. Даже дом Суходольский был мрачный и страшный: темные, бревенчатые, стены, темные полы и потолки, темные тяжелые двери, черные иконы, которые жутко озарялись сполохами и отблесками молний в ненастные грозовые ночи. «По ночам в доме было страшно. А днем - сонно, пусто и скучно. Даже заветная дедовская икона святого Меркурия, «мужчины знатного, обезглавленного врагами, вызывает страх:« И жутко было смотреть на суздальское изображения безглавои человека, держала в одной руке мертвенно-синеватую голову в шлеме, а в другой икону Путеводительницы, - на этот , как говорили, заветный образ дедушки, переживший несколько страшных пожаров, раскололся в огне, толсто скованный серебром и хранивший на оборотной стороне своей родословную Хрущевых, писанный под титлами. Наькому цветочек в Суходоле. Сказка закончилась очень скоро, кончилась стыдом и позором: «Аленький цветочек, что расцветали в сказочных садах, было ее любви. Но в степь, в глушь, еще более заповедную, чем глушь суши, увезла она любовь свою, чтобы там, в тишине и одиночестве, побороть первые, сладкие и жгучие страдания ее, а потом надолго, навеки, до самой гробовой доски схорониты ииув глубине своей сухо-Дольской души ». Душу Натальи Бунин называет «прекрасной и жалкой. Наверное, красота ее внутреннего мира в том, что она способна на глубокие и благородные чувства. Хотя Петр Петрович жестоко обошелся с ней, она не затаила злобу, а пронесла свою любовь через всю жизнь. Нет у нее зла и на барышню, что «издевается» над ней: то говорит, как с равной, то набрасывается за малейшую провинность, «жестко и с наслаждением» вырывает ей волосы. Но Наталья не испытывает ненависть к своей мучительницы.

Более того, она «души в ней не чает, жалеет ее, считает себя ответственным за нее, ее нянькой и подругой. Наталья готова разделить несчастную судьбу барышни: «... видно, суждено ей погибать вместе с барышней», «... сам Бог отметил их с барышней губительным перстом своим». Наверное, это одна из особенностей славянской души - стремление к самопожертвованию, к страстной самоотверженной любви, покорности и даже обожание своих обидчиков. Точно так же дедушка Петр Кириллович и Аркадий Петрович любят Герваську, что издевается над ним, ведет себя грубо и вызывающе. Эти чувства трудно объяснить. Они не поддаются логике и здравому смыслу. Немец, англичанин или француз не смог бы вести себя так, может быть, поэтому и возник миф о загадочной русской душе. Для жителей суши характерно также фатализм - «чему быть, тому не миновать» - и религиозность. В барышни Антонины религиозность носит истерический оттенок, который чем-то напоминает кликушество. Натали же вера в Бога приносит покорность и смирение перед судьбой: «У Бога всего много». В прохожих странниц она научилась терпению и надежде, безропотно принятию всех жизненных испытаний. После того, что ей пришлось пережить, она охотно берет на себя роль «монахини, смиренной и простой слуги всех»: «И так как любят суходольци играть роли, внушать себе непреклонность того, что якобы наверное, хотя сами же они и выдумывают это должное , тогда взяла на себя роль и Наташка.






Читайте также:



Это важно знать



Здесь можно скачать любое сочинение бесплатно