Сочинения по русскому языку и литературе
С нашим сайтом написать сочинение проще простого

На нашем сайте 3753 сочинения! Не понравилось одно — найдите другое на эту же тему:

Антикрепостническая направленность повести М. Вовчок «Институтка»


В годы крепостнического лихолетье начала свою литературную деятельность Мария Александровна Вилинская, которая вошла в литературу под псевдонимом Марко Вовчок. Это выдающаяся писательница второй половины XIX века, И. Я. Франко назвал бор-точник за свободу и человеческие права трудового народа. Марко Вовчок глубоко изучила жизни крепостного люда, его устное народное Творчество. «Кобзарь», «Записки охотника» Тургеневе-ва, «Мертвые души» Гоголя были основными источниками творчества молодой писательницы. Они выработали в ней уверенность, что неволя - это рабство, с которым надо бороться. Тяжело живется крепостным и на Украине, и в России. Вот почему Марко Вовчок и начала свое творчество антикрепостническими рассказами и повестями. Популярность произведений Марко Вовчок определялась умением писательницы преподнести в своих произведениях основные вопросы борьбы с крепостничеством. Т. Г. Шевченко назвал писательницу «ясной зарей» в литературе, «обличителем жестоких людей». Тему тяжелой жизни крепостной женщины развил в своем творчестве гениальный поэт Украины Т. Г. Шевченко. Марко Вовчок разработала эту тему в прозе и вывела в своих произведениях правдивые образы крепостных, которые мечтали о лучшей жизни, боролись протиы крепостников.

К лучших произведений, в которых писательница рассказывает о взаимоотношениях между крепостными и крепостниками, следует отнести повесть «Институтка», которая принадлежит к «лучшим жемчужин украинской литературы». Эту повесть (первое название «Панночка») Марко Вовчок начала писать в Немирове в 1858 г., а закончила в 1859 г. Сначала была напечатана на русском языке в переводе Тургенева в 1860 г. в журнале «Отечественные записки». Украинский язык повесть была напечатана в журнале «Основа» 1862 г. и посвящена Т. Г. Шевченко, чье влияние сказалось на произведении.

В повести «Институтка» Марко Вовчок показывает тяжелую жизнь крепостных и нарастание народного гнева, стихийного протеста против крепостников. Крепостные потеряли терпение, не боятся проявить неповиновение, ибо, как говорит Назар, «беда беду переживет. Одна пройдет - десять будет. Писательница разоблачила и осудила паразитический образ жизни тогдашних господ. Главными героинями произведения есть две женщины, которые постоянно противодействуют: Устина и барышня. От имени крепостной Устина ведется повествование в повести, следовательно, сквозь призму ее восприятия изображен господ, крепостных и взаимоотношения между ними. «Люди удивляются, что я веселая: небось, горя-беды не знала ... Было, меня бьют (даже не вспоминать) - не сдержу сердца, заплачу, а роздумаюсь немного - смеюсь. Такой изображена Устина в начале произведения. Это образ крепостной женщины, испытавшей много горя. С детства она осталась сиротой, воспитывалась у чужих людей. Попав в усадьбы, Устина ощутила всю тяжесть крепостнической неволи. Она стремится к свободе: «Если бы воля,спел бы так, чтобы и на селе звучало.

А вот и вторая главная героиня повести - институтка. Она тоже сирота, но живет в роскоши, на иждивении своей бабушки, богатой помещицы. Панночка воспитывалась в институте, где пе-^ реслидувала одну цель: «... чтобы я знала, чем себя между людьми показать». Это жестокая, капризная дама, в образе которой Марко Вовчок показала типичные черты помещика-крепостника. Институтка в своем поведении ничем не ограничено, сварливая, эгоистичная, капризная. Вернувшись в дубинками, барышня полюбила полкового врача, женится с ним и сразу же берется за осуществление своих планов: увеличить свое богатство, стать богатым и независимым ни от кого помещицей. Свою злость, человеконенавистничество она срывает на крепостных, а всего достается Устина. Крепостная Устина - богатая и красивая натура. Она искренняя и приветливая с подругами, с уважением относится к бабуеи крепостной, заступается за нее, когда барышня начинает ее бить. Она умна и наблюдательная, умеет распознавать людей и метко и остроумно давать им характеристику. Она искренне полюбила Прокопа, ЕЕ чувства глубоки, бескорыстны. Сравнивая крепостную с помещицей, писательница отмечает моральное превосходство представителей из народа. Барышня с презрением относится к крепостным, издевается над ним. «Люди просыпались и ложились плача, проклиная. Все пригнула по-своему молодая дама.

Устина, хоть и неграмотная, имеет богатый жизненный опыт, хорошо разбирается в людях. Панночка закончила институт, но не приобрела никаких знаний. Она не способна на глубокие и искренние чувства. После женитьбы прибирает к своим рукам и мужа, не считается с его мнением.

В словах и мыслях Устина воплощены настроения крепостного крестьянства. Следует отметить, что крепостная сама не становится на путь активной борьбы против крепостников, но она своими мыслями разделяет и поддерживает смелые бунтарские поступки Назара и Прокопа.

Язык Устина проста, скромна. Панночкина грубая и неласково, в обращениях к крепостных в ней преобладают грубые слова, ругань. «П тебя на куски разорву! Задушу тебя, гадина! »- Кричит Устина. В образах Назара и Прокопа Марко Вовчок правдиво изобразила способность крепостных к протесту, к борьбе. Когда институтка бросилась бить Устину, Прокоп придержал ее руку: «не будет! Довольно ». С этого поступка можно сделать вывод, что крепостной действует смело, решительно. Строго предупреждает он и г: Не подходите, господин, не подходите ». За это Прокопа господа отдали н солдаты. Назар враждебно относится к панам и хочет убежать от них. Как человек большой силы воли, он осуществляет свое намерение. Его глубоко волнует горе Устина, судьба остальных крепостных. Катя, жена Назара, тоже способна к борьбе, она откровенно проявляет свой гнев против господ: «Теперь я уже не боюсь вас! Хотя меня живьем съешьте теперь ».

В образах Кати, Назара и Прокопа отражено Нарастание народного гнева, протест крепостных, показано созревание солидарности между крепостными.

В повести «Институтка» Марко Вовчок создала типичные черты крепостных представителей угнетенного крестьянства и помещиков, их стремление жесточайшее эксплуатировать крепостных, Писательница раскрыла классовые противоречия, которые были свойственны для тогдашней эпохи, доказала необходимость решительной борьбы против крепостнического гнета. Она продолжила антикрепостнические традиции поэзии Т. Г. Шевченко, оправдала и одобрил поступки крепостных, протестовавших против гнета и насилия.

Так, Марко Вовчок преподнесла в повести «Институтка» идею борьбы против крепостничества, показала могучую силу народа, его стремление к освобождению, ненависть к рабству.

и, Назара и Прокопа отражено Нарастание народного гнева, протест крепостных, показано созревание солидарности между крепостными.

В повести «Институтка» Марко Вовчок создала типичные черты крепостных представителей угнетенного крестьянства и помещиков, их стремление жесточайшее эксплуатировать крепостных, Писательница раскрыла классовые противоречия, которые были свойственны для тогдашней эпохи, доказала необходимость решительной борьбы против крепостнического гнета. Она продолжила антикрепостнические традиции поэзии Т. Г. Шевченко, оправдала и одобрил поступки крепостных, протестовавших против гнета и насилия.

Так, Марко Вовчок преподнесла в повести «Институтка» идею борьбы против крепостничества, показала могучую силу народа, его стремление к освобождению, ненависть к рабству.






Читайте также:



Это важно знать



Здесь можно скачать любое сочинение бесплатно