Сочинения по русскому языку и литературе
С нашим сайтом написать сочинение проще простого

На нашем сайте 3753 сочинения! Не понравилось одно — найдите другое на эту же тему:

Поэты-символисты о музыке как о высшей форме искусства


Взять музыку и, кровь погнав быстрей,

В стихи добрызнуть огненный ручей...

К. Бальмонт

Музыка в поэзии символистов играла очень важную роль как метафорическое и, в равной степени, ритмическое начало. У символистов даже была так называемая "музыкальная группа", в которую входили Бальмонт, Вячеслав Иванов и Балтрушайтис. В то же время их единомышленники по символизму Брюсов, Белый и Блок организовали другую группу — "маломузыкальную". Ясно, что это — их ирония, изыски. Музыку они все ставили очень высоко в своем творчестве, особенно Бальмонт. Леонид Сабанеев в своих воспоминаниях писал: "Бальмонт хорошо и глубоко чувствовал музыку, что далеко не часто встречается, особенно среди поэтов. Скрябинскую музыку он тоже почувствовал. Думаю, что он угадал в пей известное, несомненное родство со своей собственной поэзией".

Бальмонта со Скрябиным связывала большая дружба. Они оба были "искателями новых звучаний". Их современники замечали, что на всех остальных композиторов и поэтов эти два друга смотрели как на свои предтечи. О Скрябине, играющем на фортепьяно, Бальмонт сказал так: "он целует звуки пальцами". Это сравнение очень тонко передавало природу скрябинской игры.

Поэты-символисты, рассуждая о своем литературном течении и развивая его теорию, высказывались, насколько мне известно, о том, что музыка в слиянии с жизнью и религией дает искомый результат — гармоничные стихи, способные исполнять роль некоего мессии. Мне не очень понятна позиция самого Скрябина, считающего себя музыкантом-символистом, когда он ратовал за крушение мироздания под грохот "соединенных искусств". Но, видимо, это почти то же самое, что и у поэтов-символистов, только с точки зрения музыканта.

Чтобы полнее раскрыть тему, приведу стихотворение Бальмонта о музыке:

Я знаю, что сегодня видел чудо.

Гудел и пел священный скарабей.

Душе был слышен ясный звон оттуда,

Где зреет гром средь облачных зыбей.

Вдруг мощный жук ладьею стал скользящей,

Мелькало белым тонкое весло.

Играли струны музыкою зрящей,

И сердце пробуждалось в ней светло.

А он, колдун, обеими руками

Нам рассыпал напевный дождь колец

И, весь горя, дрожащими перстами

Касаясь струн, касался всех сердец.

Как видим, для поэта музыка — это чудо совершенное. Музыка — объединяющая сердца идея. Под музыкой надо понимать не буквальную мелодию, а все, что в природе гармонирует с человеческой душой. Теперь понятно, почему группа поэтов-символистов называлась "маломузыкальной". Просто для Блока, Брюсова и Белого объединяющая идея смещалась в сторону чуть ли не религиозной любви к России. Музыка для них служила лишь фоном, а не соединяющим звеном.

Повышенное внимание к звуковой форме стиха, необыкновенная музыкальность стихов поэтов-символистов "музыкальной группы" Бальмонта и Вячеслава Иванова дали русской поэзии целый ряд замечательных стихотворений. У Бальмонта в связи с этим хочется отметить "Камыши", "Челн томления". У Вячеслава Иванова — "Кормчие звезд", "Человек" и многие стихи на античную тему.

Известно, что на вечерах у Скрябина Вячеслав Иванов поражал всех высказываниями о музыке. Даже Скрябин, мечтавший возвести музыкальный храм на необитаемом острове в Индийском океане, слушал поэта, затаив дыхание. В одном из стихотворений Вячеслав Иванов восклицает:

О, Музыка! В тоске земной разлуки,

Живей сестер влечешь ты к дивным снам:

И тайный рок связал немые звуки...

Этими строками можно обозначить уровень понимания музыки как высшей формы искусства поэтами-символистами.






Читайте также:



Это важно знать



Здесь можно скачать любое сочинение бесплатно