Сочинения по русскому языку и литературе
С нашим сайтом написать сочинение проще простого

На нашем сайте 3753 сочинения! Не понравилось одно — найдите другое на эту же тему:

Система персонажей в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

Не понравилось сочинение?
У нас есть еще 10 похожих сочинений. Показать

Страницы: [1]  2   (сочинение разбито на страницы)

В своём романе «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевский создал особенную систему персонажей, использовав традиционный метод «кривого зеркала». Проекции характеров использовали и М. Ю. Лермонтов («Герой нашего времени»), и А. С. Грибоедов («Горе от ума»). Достоевский в романе «Преступление и наказание» создаёт сеть двойников, в каждом из которых доведена до логического завершения какая-либо черта характера главного героя — Родиона Романовича Раскольникова. По словам одного из известных критиков творчества Достоевского, «Раскольников — единственный герой книги, все остальные — проекции его души».

Раскольников занимает центральное место в системе персонажей романа, поскольку к нему сходятся все основные нити повествования. Он связывает различные эпизоды и ситуации романа, всё же второстепенные персонажи обрисованы таким образом, чтобы, не утрачивая самостоятельного значения, они, каждый по-своему, «разъясняли» ту драму, раскрывали характер главного героя.

Система персонажей «Преступления и наказания» динамична: соотношение действующих лиц и персонажей, сошедших «со сцены», постоянно меняется. Одни герои перестают участвовать в действии, другие, наоборот, появляются. Умирают Мармеладов (ч. 2, гл. 7) и Катерина Ивановна (ч. 5, гл. 5). Порфирий Петрович в последний раз появляется в ч. 6, гл. 6. В эпилоге система образов резко меняется: остаются только два действующих лица — Раскольников и Соня. Это обусловлено как сюжетом (события, о которых рассказывается в эпилоге, — прямое следствие сюжетных событий: Раскольников попадает на каторгу, Соня следует за ним), так и замыслом писателя — Соня должна сыграть особую роль в судьбе главного героя, помочь ему возродиться к новой жизни.

Внутренняя жизнь второстепенных героев изображается далеко не так подробно, как внутренняя жизнь Раскольникова. Однако у каждого из них есть своя система взглядов, которую можно сопоставить с системой взглядов главного героя. Преступление Раскольникова («идейного убийцы») обусловлено его мировоззрением. Сопоставляя мировоззрение Раскольникова со взглядами других героев, автор испытывает его на прочность и проверяет истинность этих взглядов.

Отношения Раскольникова с Лужиным, Свидригайло-вым, Соней, Порфирием Петровичем, Дуней и матерью можно определить как конфликтные. Несмотря на то, что у Раскольникова со многими персонажами есть внешнее сходство (общественное и материальное положение), важнее оказываются глубокие внутренние различия (идейные, нравственные), которые не позволяют ему жить так же, как живут они. Второстепенные герои романа как бы представляют различные жизненные возможности, которые главный герой может принять или отвергнуть.

У двойников Раскольникова — Лужина и Свидригайлова — много общего с главным героем. В частности, их объединяет принцип вседозволенности, который они исповедуют.

Подобно бывшему студенту, Петр Петрович Лужин создаёт свою теорию («целого кафтана»), согласно которой необходимо «возлюбить прежде всего одного себя», что приведёт к всеобщему экономическому благоденствию. Однако недаром Раскольников говорит, что если довести теорию до конца, то получится, что и «человека можно убить». Но Лужину не нужно убивать людей — для достижения своей цели у него есть и другие, не менее грязные методы. Он претворяет свои идеи в жизнь, пользуясь «материалом», «тварью дрожащей». Сходство теорий двух соперников также и в том, что оба желают достичь власти: Раскольников хочет стать во главе «стада», самолично построить Новый Иерусалим, Лужин же мечтает получить власть над своей будущей женой. Однако в отличие от Лужина Раскольни-кову не свойственны расчётливость и эгоизм.

Другим двойником Раскольникова, который имеет с ним «общую точку», можно считать Аркадия Ивановича Свидригайлова. Несмотря на внешние различия в социальном положении (Родион Раскольников — бедный бывший студент, а Свидригайлов — зажиточный дворянин), они имеют много общего. Студент прекрасно понимает, что они «одного поля ягоды»: Свидригайлов высказывает мысли, неоднократно приходившие в голову и Раскольникову. Оба они выбрали путь дьявола, обрекая себя на мучения: Раскольникова терзает собственная совесть, мучается и Свидригайлов, хотя уверяет себя, что совесть его «совершенно покойна». Оба героя непомерно горды, они возвысили себя над миром, выбрав путь зла, причём выбрав его добровольно. Гордыня же — страшнейший грех. («Смирись, гордый человек...», — призывал Ф. М. Достоевский.) Но всё же Раскольников и Свидригайлов имеют и заметные различия: Свидригайлов, порочный и развратный человек, в своём грехе зашёл гораздо далее. Об этом свидетельствует его последний сон: в подсознании Свидригайлова мелькают образы мышей, порочной пятилетней девочки, другой девочки, не выдержавшей позора и утопившейся. Спасти Свидригайлова нельзя, но всё же в нём ещё осталась живая, хоть и изломанная душа, и она побеждает в борьбе с его развратной натурой, когда он имел шанс овладеть Дуней. Раскольникову же помогает обрести истинный путь Соня своей всеобъемлющей, чистой и действенной любовью.

Страницы: [1]  2   (сочинение разбито на страницы)


Похожие сочинения:






Читайте также:



Это важно знать



Здесь можно скачать любое сочинение бесплатно