Сочинения по русскому языку и литературе
С нашим сайтом написать сочинение проще простого

На нашем сайте 3753 сочинения! Не понравилось одно — найдите другое на эту же тему:

Роль слухов и сплетен в комедии А. С.Грибоедова «Горе от ума»

Не понравилось сочинение?
У нас есть еще 10 похожих сочинений. Показать

Страницы: [1]  2   (сочинение разбито на страницы)

Разошедшаяся в 1824 году в списках пьеса А. С. Грибоедова «Горе от ума» поразила читателей своей злободневностью. Действительно, создавая первую в истории русской литературы реалистическую комедию, Грибоедов одной из своих целей ставил предельно точное изображение Москвы начала века, нравов и обычаев её жителей. Показывая мораль московского общества, идеологом которого в пьесе стал один из его «тузов», Павел Афанасьевич Фамусов, драматург большое внимание уделял его праздности и бездуховности, в связи с чем в комедии возник мотив слухов и сплетен, игравших значительную роль в жизни фамусовского общества.

Мотив этот, один из ведущих в пьесе, заявлен ещё в афише: тем или иным образом с ним связаны имена почти всех действующих лиц. Латинское слово «fama», ставшее основой фамилии Павла Афанасьевича, переводится как «молва», фамилия «Репетилов» образована от французского глагола «repeter», что значит «повторять»; говорящие фамилии и у таких героев, как Молчалин, князь Тугоуховский, Скалозуб. Соответствуют именам и поступки персонажей: всё своё время они проводят, обсуждая знакомых им людей, и при этом более всего интересуются их продвижением по службе и материальным состоянием. Источник и достоверность слухов не имеют значения — московские жители с одинаковым любопытством слушают и о судьбе тетушки Софьи, о которой говорит Лиза, и о новом «проекте насчет лицеев, школ, гимназий», о том, что «Там будут лишь учить по-нашему: раз, два; // А книги сохранят так: для больших оказий».

В невежественном фамусовском обществе, где настоящим умом считается умение прислуживаться, готовы поверить и сплетне о том, что мать Чацкого сходила с ума восемь раз, и словам Загорецкого, что Чацкий «в горах изранен в лоб, сошёл с ума от раны». Позже, чтобы подчеркнуть невежество калиновцев, мотив слухов будет использовать и А. Н. Островский. Феклуша из пьесы «Гроза» рассказывает о людях «с пёсьими головами» и «Мах-нуте Персидском» и «Махнуте Турецком», а Хлестова в комедии Грибоедова говорит об арапах: «Представь: их, как зверей, выводят напоказ... // Я слышала, там... город есть турецкий...»

Жизнь фамусовского общества, лишённая духовного начала, так скучна и неинтересна, что сплетни становятся чуть ли не единственным развлечением. Слухи настолько важны московским жителям, что они готовы к любым конфликтам ради того, чтобы отстоять свою правоту. Так Грибоедов комически изображает спор Хлестовой и Фамусова о количестве душ у Чацкого («Уж чужих имений мне не знать», — восклицает Хлестова). Старания Фамусова доказать, что именно он первый заметил сумасшествие Чацкого («Я первый, я открыл!»), вызвано и его стремлением показать своё превосходство над гостями. В московском обществе чрезвычайно ценится обладание какими-либо сведениями о чужой жизни, именно «знающие» люди могут стать «тузами» и управлять другими, ведь от них будут зависеть чужие судьбы. За это московские жители преклоняются перед Татьяной Юрьевной, Марией Алексеевной и другими и одновременно боятся их («Ах! боже мой! что станет говорить // Княгиня Марья Алек-севна!» — финальная реплика пьесы). В словах Лизы «грех — не беда, молва не хороша» отражается мораль фамусовского общества, согласно которой человек имеет право делать всё, что захочет, лишь бы об этом не стало известно другим. Так страх перед общественным мнением, боязнь сплетней и слухов становятся своеобразным нравственным ограничителем поступков Фамусова и его окружения. Павел Афанасьевич заигрывает со служанкой, но в обществе «монашеским известен поведением», Софья встречается с Молчалиным до тех пор, пока об этом не знают другие. Необычайная власть сплетен над московскими жителями делает слухи не только предметом обсуждения или источником информации, но и всесильным оружием, способным уничтожить человека: «Ах! злые языки страшнее пистолета», — говорит Молчалин. Действительно, с помощью сплетни можно оклеветать любого, даже невинного человека. Тем более бессилен против неё Чацкий, никогда не дороживший общественным мнением и открыто порицавший недостатки московских жителей. Сплетня о его сумасшествии, возникшая из случайной обмолвки Софьи, распространилась среди гостей Фамусова с молниеносной скоростью, и если вначале по поводу неё ещё появляются сомнения («Верь болтуну!»), то в конце концов «про это знает целый свет». Московские жители с легкостью признают безумным человека, который отказывается мыслить, как они, принимать их идеалы, жить по установленным в обществе законам. Таким образом, благодаря мотиву слухов и сплетен, Грибоедову удаётся показать фамусовскую Москву как общество, в котором разрушается человеческая индивидуальность.

Страницы: [1]  2   (сочинение разбито на страницы)


Похожие сочинения:






Это важно знать



Здесь можно скачать любое сочинение бесплатно