Сочинения по русскому языку и литературе
С нашим сайтом написать сочинение проще простого

На нашем сайте 3753 сочинения! Не понравилось одно — найдите другое на эту же тему:

Идея Раскольникова и её крушение в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

Не понравилось сочинение?
У нас есть еще 10 похожих сочинений. Показать

Страницы: [1]  2   (сочинение разбито на страницы)

Роман «Преступление и наказание» создавался в 1860-е годы, когда, по определению Ф. М. Достоевского, в обществе царила «шатость в понятиях», «носились в воздухе» странные, «недоконченные» идеи. Родион Раскольников, главный герой романа, «поддаётся» одной из таких идей, которая становится смысловым центром всего произведения.

«Преступление и наказание» продолжает традицию антинигилистического романа в русской литературе: на протяжении всего романа опровергается страшная теория «сильной личности», и одновременно подчёркиваются положительные человеческие качества Раскольникова — носителя теории. Несмотря на то, что Родион — «был уже скептик... был молод, отвлечёнен и, стало быть, жесток», его нельзя назвать просто нигилистом. Образ Раскольникова гораздо глубже, например, карикатурного образа типичного социалиста Лебезятникова с его идеями устройства новой «коммуны». Теория полностью завладевает Родионом; он фанатично ей предан. Необыкновенную силу характера Раскольникова отмечает Порфирий Петрович: «Я вас почитаю за одного из таких, которым хоть кишки вырезай, а он будет стоять и с улыбкой смотреть на мучителей, — если только веру иль Бога найдёт...». Из плана социального идея главного героя переходит в план философский, где «дьявол с Богом борется, а поле битвы — сердца людей».

Роман «Преступление и наказание» построен на принципе контраста и оксюморона: постоянно в нём сталкивается дьярольское и божественное («старушонку чёрт убил...», — говорит Раскольников Соне после чтения «вечной книги»), в диссонанс звучат голоса, идеи каждого из героев «полифонического» романа (жанровое определение М. М. Бахтина). Достоевский писал, что его «я» «встаёт в сторону, не укладывается во всё это, а судит и создаёт его». Несмотря на это, всё в романе направлено на развенчание античеловеческой теории Раскольникова.

По закону авантюрного «детективного» сюжета, элементы которого Достоевский использует в своём произведении, о сути самой теории можно узнать только из разговора Родиона с Порфирием Петровичем, из которого читателю становится известно, что за полгода до роковых в жизни Раскольникова событий в столичной газете была опубликована статья студента. В ней он утверждал, что людей можно разделить на две неравные части — «обыкновенные» и «необыкновенные», призванные дать «низшему материалу» «счастье слабосильных существ» (так скажет Великий инквизитор в романе «Братья Карамазовы», чья теория очень схожа с идеей Раскольникова). «Обыкновенные», созданные «единственно для зарождения себе подобных», «любят быть послушными» законам, учреждённым «право имеющими», издателями новых идей. Для достижения цели они имеют высокое нравственное право нарушать старые законы и, если понадобится, проливать человеческую кровь. В своей статье Родион Романович упоминает в связи с этим имена великих ученых — Кеплера, Ньютона, но главными историческими примерами и образцами выступают у него политические деятели и преобразователи общества — Солон, Ликург, Магомет и в особенности Наполеон, который наиболее смело жертвовал множеством чужих жизней для достижения своей личной власти. Пример Наполеона кружит Родиону голову и, теоретически думая о наполеонах и их «праве» на пролитие крови, он решает проверить, не рождён ли он сам с «натурой» Наполеона.

В своих «Дневниках» Ф. М. Достоевский писал, что человек, совершивший преступление, и человек, задумавший его, — «разные люди, но одной категории», поэтому наказание Раскольникова самой жизнью за то, что он «перешёл черту», начинается задолго до убийства. Герой чувствует себя, «как приговорённый к смерти», перед убийством осознаёт, что «нет у него более ни свободы рассудка, ни воли и что всё вдруг решено окончательно». В романе теория сравнивается с болезнью «наподобие чахотки», с сумасшествием; мотив болезни и бреда сопровождает образ героя через всё произведение. Кульминацией этого мотива в эпилоге становится сон Раскольникова о «неслыханной мировой язве».

Цепь катастроф, составляющих сюжет романа (убийства и самоубийства, скандалы Катерины Ивановны, страшные исповеди Раскольникова и Мармеладова) подчёркивает катастрофичность сознания самого Родиона. Он ощущает «признаки помешательства», предчувствует годы «холодной, мертвящей тоски...», вечность «на аршине пространства», признаётся Сонечке, что «не старушонку — себя убил». Его фамилия указывает на «раскол» его сознания: в Родионе странным образом переплетены презрение к людям (сам хочет решать за них, кому жить, а кому нет) и готовность всем помочь, «благодетельствовать» «тварь дрожащую».

Страницы: [1]  2   (сочинение разбито на страницы)


Похожие сочинения:






Читайте также:



Это важно знать



Здесь можно скачать любое сочинение бесплатно