Сочинения по русскому языку и литературе
С нашим сайтом написать сочинение проще простого

На нашем сайте 3753 сочинения! Не понравилось одно — найдите другое на эту же тему:

Какие аспекты проблемы "человек и природа" исследует В. П. Астафьев в своей книге "Царь-рыба"?


Настоящая известность пришла к Виктору Астафьеву в 1976 году после выхода в свет повествования в рассказах "Царь-рыба". В этой книге поднимается вопрос, ставший одним из самых актуальных в XX веке: вопрос о сохранении окружающей среды и борьбы с браконьерством как с тяжелейшим злом.

Человечество, чем дальше развивается, тем более беспокойным становится. Оно с огромным упорством стремится подчинить, поработить, заарканить природу. Вспомним, как говорит об этом сам Астафьев: "природа... содрогнулась, оглохла... от грохота выстрелов, ослепла от порохового дыма".

Раньше человек брал от природы ровно столько, сколько ему было необходимо, чтобы прокормить семью. Он добывал себе пропитание охотой и рыболовством. То, что называют охотой и рыболовством сейчас — изуверство. В XX веке тотальное истребление дичи и рыбы приобрело поистине катастрофические размеры. Исчезли обычаи, предания, правила, законы, которыми раньше руководствовались охотники и рыбаки. Лишь страх перед штрафом или тюрьмой сдерживает от полного разграбления тайги. Живут одним днем, думают, как побольше урвать. А вот думают ли браконьеры о завтрашнем дне? Вероятно, да, но мыслят категориями "после нас хоть трава не расти". Раньше у природы брали пропитание и брали бережно, так, чтобы не нарушался баланс. Теперь ее грабят, причем грабят безжалостно: вытаскивают и забирают пять рыбин, а пятнадцать выкидывают либо потому, что больше не надо, либо потому, что рыба уснула. А если она еще жива, то тем более немилосердно выкидывать ее за борт, поскольку она уже покалечена железными крючьями. Для своей наживы человек изобрел страшные приспособления. Вспомним главу "Царь-рыба", где огромный царственный осетр уплыл от человека покалеченный, изуродованный. А сколько такой рыбы плавает в глубине? Никто сказать не может. Наверное, немало. И такая ситуация не только с рыбой, но и с животными, и с птицами, и с растениями.

В рассказе "Поминки" Астафьев рассказывает о том, во что выродилась современная охота. Охота не как промысел, а как вид отдыха. Загоняют лося: множество людей на одно животное. Да и животное-то не хищное, мирное. А его загоняют так, что уже некуда бежать, и стреляют с безопасного расстояния, исподтишка. В человеке пропало чувство благородства, дух дружбы и справедливости, говорит Астафьев. Зато появилось чувство уверенности и превосходства над природой. Конечно, человек умен, изобретателен, но не слишком ли он зарвался? Не переступил ли границу дозволенного?

Как же можно топтать, губить ту хрупкую красоту, которую ни один самый гениальный человеческий ум не может создать? Зачем валить огромные леса, глушить рыбу, отстреливать ради потехи зверей, топтать растения? Как прекрасна тайга в описании Астафьева! Даже тот, кто не видел ее, может проникнуться ее духом, прочитав книгу. Пусть там гнус, ветер, морозы, но вместе с тем какие просторы, какие богатства, какая красота!

Астафьев не забывает сказать и о том, что остались на земле люди (и их не так мало), которые в буквальном смысле являются частью природы. Цивилизация, социум — все это явления побочные, ничего не значащие для такого рода людей. Их яркие представители — герой книги Аким и его мать. Они оба наделены сходными чертами — социальной пассивностью, терпением, всепрощением, молчаливостью. Эти люди живут по природным законам, которые многим могут показаться примитивными. Зато нет людей свободнее их.

Вспомним Акима в главе "Сон о белых горах". Он абсолютно свободный человек, человек, практически растворившийся в тайге. Здесь, в зимовье, где он обнаруживает умирающую девушку, Аким проявляет свои лучшие душевные качества — милосердие и доброту. А все это оттого, что разум его и природные понятия о добре и зле не затуманены влиянием цивилизации. Оттого, что он делает так, как чувствует. А чувства его первозданны. Вот почему Аким еще в детстве так восхищается цветком с льдинкой в сердцевине. Этот цветок — как сам Аким. Оба они — создания природы. В сердцевине цветка — чистая сверкающая льдинка, а в Акиме живет столь же чистая, ясная, кристальная душа.

Астафьев, рассказывая о тайге, говорит о ней как о еще живом существе. Но долго ли ей жить? Он и сам задавал себе этот вопрос: "Мудрость природы! Как долго она продлится?"






Читайте также:



Это важно знать



Здесь можно скачать любое сочинение бесплатно