Сочинения по русскому языку и литературе
С нашим сайтом написать сочинение проще простого

На нашем сайте 3753 сочинения! Не понравилось одно — найдите другое на эту же тему:

Художественное своеобразие книги В. П. Астафьева "Царь-рыба"


"Царь-рыба" Виктора Астафьева — это не повесть, не роман, а довольно своеобразное произведение, которое называется "повествованием в рассказах". Прочитав книгу, понимаешь, что никак иначе назвать ее и в самом деле нельзя. Она разбита не на главы, а именно на небольшие законченные рассказы, часто никак не связанные между собой. Хотя определенный ряд героев (Коля, Аким, Командор, Громыхало, Игнатьич, наконец, сам рассказчик) проходит через все повествование.

Автор в "Царь-рыбе" "выходит на авансцену". Обычно авторская позиция (не только у Астафьева, а у подавляющего большинства писателей) высказана не прямо, а в оценках героев, ситуаций, в диалогах. В "Царь-рыбе" же автор делится с читателем своими мыслями по поводу отдельно взятого случая, уходит в отвлеченные философские рассуждения, комментирует, негодует. Все это — в полный голос, открыто, по праву непосредственного участника событий. Такое активное участие автора в произведении свойственно обычно публицистическим произведениям, статьям, очеркам. Стоит вспомнить, что Астафьев начинал свою литературную деятельность именно с публицистики. Часто рассказы, из которых состоит повествование, напоминают заметки на злободневную тему. Наверное, поэтому авторское внимание направлено не столько на героев, сколько на факты. Астафьев одновременно раскрывает тему повествования и выражает свою неудовлетворенность, беспокойство, тревогу о нравственных мотивах поведения своего современника. Ведь его герои при всей их индивидуальности — представители современного человечества, то есть образы обобщенные. Отдельные рассказы позволяют, осветив характер героя, одновременно раскрыть и проанализировать какую-то проблему, часть той глобальной проблемы XX века, которую можно назвать "человек и природа, человек и цивилизация".

Все рассказы первой части собирает воедино рассказ "Царь-рыба", давший название повествованию. Здесь автор все-таки отходит на задиий план, главным же героем (и, собственно, единственным действующим лицом, не считая осетра) становится браконьер Игнатьич, Человек вступает в единоборство с рыбой. Единоборство это страшное: рыба сильнее человека, человек умнее рыбы; рыба борется за жизнь, человек — за свою охотничью удачу (небывалую, долгожданную). Рыба представляет природу со всей ее силой и, в то же время, бессилием перед адскими, жестокими изобретениями человеческого разума. Борьба Игнатьича и гигантского осетра — это аллегория борьбы человека с природой. Об этом, собственно говоря, и ведет речь Астафьев в своем произведении. В главе "Царь-рыба" дана квинтэссенция его размышлений. Не случайно глава названа точно так же, как все повествование.

Да, человек пересиливает природу, как Игнатьич осетра. Пересиливает с помощью своей хитрости. Ведь, будь они один на один, человек был бы, конечно, слабее многокилограммового осетра. Но в том-то и дело, что у человека есть в запасе хитроумные приспособления: различные уды, сети, бредни, крючья. И все же рыбина, как мы помним, в конце концов стаскивает Игнатьича за борт. Так и с нами может произойти, если мы необдуманно, потребительски, хищнически будем относиться к тому, что дает нам природа. Если мы будем брать, но ничего не будем отдавать взамен. Если будем вести себя, как неблагодарные дети с родной матерью. В конце концов мы же сами можем оказаться за бортом. Конечно, человек — хищник по природе, ему нужно есть и мясо, и рыбу. Испокон веков обитатели тайги кормились не только подножным кормом, но еще добывали себе пропитание с помощью охоты и рыболовства. Однако ведь одно дело — брать ровно столько, сколько нужно, и совсем другое — уничтожать все, руководствуясь ненасытной жадностью, жаждой наживы.

Глава "Царь-рыба" еще раз наглядно показывает, что столкновение природы и отделившегося от нее человека не ведут ни к чему, кроме боли и смерти. К этому ли мы стремимся? Ведь сами больше всего на свете боимся боли. Так почему же причиняем ее беззащитной природе, пользуясь тем, что мы сильнее? Такой вопрос ставит автор перед читателями в первой части книги.

Если первая часть повествования состоит из рассказов о жизни многих героев, то рассказы второй части объединены общим героем — Акимом. В этом простодушном, добром, безотказном жителе Севера воплощен образ человека, который никогда не обидит природу, а, напротив, будет восхищаться ей, пользоваться ее дарами и благодарить ее за них. Аким — абсолютно свободный и независимый человек, а это так редко встречается в современном мире. Читая вторую часть повествования, мы невольно задумываемся о таких простых вещах, как свобода. В первой же части автор только подводит нас к этой мысли.

Книга Виктора Астафьева действительно отличается художественным своеобразием. Может быть, именно се построение в виде отдельных рассказов и сходство с публицистическим произведением делает ее столь увлекательной и интересной, помогает вызвать отклик в читательских сердцах.






Читайте также:



Это важно знать



Здесь можно скачать любое сочинение бесплатно