Сочинения по русскому языку и литературе
С нашим сайтом написать сочинение проще простого

На нашем сайте 3753 сочинения! Не понравилось одно — найдите другое на эту же тему:

Рождение человека нового типа в огне гражданской войны (по произведению И. Э. Бабеля "Конармия")


Ненавижу войну!

(Название дневников И. Бабеля)

На наших глазах в "Конармии" безответный "очкарик" превращается в солдата. Но душа его все равно не принимает жестокий мир войны, ради каких бы светлых идеалов она ни велась. В новелле "Эскадронный Трунов" герой не дает убивать пленных поляков, но не может он убивать и в бою ("После боя"). Акин-фиев, бывший повозочный Ревтрибунала, говорит: "...виноватить я желаю тех, кто в драке путается, а патронов в наган не залаживает... Ты в атаку шел,— закричал мне вдруг Акинфиев, и судорога облетела его лицо,— ты шел и патронов не залаживал... где тому причина?" То, что не может понять Акинфиев, понятно читателю: Лютов больше всего на свете боится убить человека и избегает всего, что может к этому привести. Хотя и сам рискует в любую минуту погибнуть. В трусости его никто не упрекнет, но и это раздражает бойцов: раздражает именно непонимание, почему он так поступает. Собственно говоря, мне не удивительно такое непонимание: семьдесят процентов населения России в то время не имело даже начального образования, пребывало в духовной одичалости, так что психологических тонкостей и понимать не желало.

Герой Бабеля переживает нравственный разлад. Рождение нового человека идет болезненно и медленно. Лютов, разделяя цели революции и гражданской войны, не может принять методы, которыми они достигаются. Вот минуты раздирающих душу героя переживаний: "Против луны... сидел я в очках, с чирьями на шее и забинтованными ногами. Смутными поэтическими мозгами переваривал я борьбу классов... я болен, мне, видно, конец пришел, и я устал жить в вашей Конармии..." .

Но, однако, рядом конармейцы ведут бой во имя жизни, и на знамени их нарисована звезда и написано про Третий Интернационал ("Смерть Долгу-шева"). Новелла эта — о смерти, посмеявшейся над жизнью Афоньки Биды. Истинный конармеец, он ежеминутно жертвует жизнью с веселостью бессмертного существа: "Обведенный нимбом заката, к нам скакал Афонька Бида.— По малости чешем,— закричал он весело. Что у вас тут за ярмарка?"

Нимб — явный знак бессмертия и святости, ярмарка — замкнутый в самом себе мир привычного веселья, ставшего своеобразным ритуалом. Афонька — тот самый Афонька, который в одной из следующих новелл "У святого Валента" в оскверненном костеле пытается "подобрать на органе марш",— воспринимается рассказчиком Лютовым в качестве святого какой-то новой веры. Еще Пушкин сказал, что "упоение в бою" "бессмертья может быть залог". Если так, то упоение Афоньки вполне объяснимо. В итоге рассказа различное отношение к смерти навсегда развело героев по разным полюсам. "Сегодня я потерял Афоньку, первого моего друга",— горюет Лютов.

Характер Афоньки, по-моему, заслуживает особого внимания. Афонька — тип того нового человека, который жертвенно сгорел в пекле гражданской войны, а, по идее, такие люди должны были остаться в живых и начать строить новую жизнь. В душе Афоньки была нравственная сила для будущего созидательного порыва. Помню, как он, по необходимости принимавший участие в убийстве пчел, сказал: "...лишенные хлеба, мы саблями добывали мед", то есть убийство для Афоньки не было самоцелью. При других обстоятельствах он бы, наверное, и мухи не обидел. "Нехай пчела потерпит. И для нее небось ковыряемся..."— рассуждает он далее. Вот эта искренняя вера в необходимость революции и войны, крови и смерти — для будущего всего живущего, делает воистину бессмертными и Афоньку, и таких, как он, конармейцев.

Так тонко и вместе с тем естественно Исаак Эммануилович Бабель обозначил рождение нового типа людей в огне гражданской войны.






Читайте также:



Это важно знать



Здесь можно скачать любое сочинение бесплатно