Сочинения по русскому языку и литературе
С нашим сайтом написать сочинение проще простого

На нашем сайте 3753 сочинения! Не понравилось одно — найдите другое на эту же тему:

Своеобразие композиции и ее роль в раскрытии авторской позиции в "Конармии" И. Э. Бабеля


Человек по имени Кирилл Лютов действительно существовал на земле: во всяком случае, известно, что на его имя были выписаны документы, с которыми Бабель ушел в Конную армию Буденного. Все это время Бабель был Лютовым и под этим именем печатал свои заметки в конармейской газете "Красный кавалерист".

И все же Лютов — это не совсем Бабель, то есть не автор "Конармии", а всего лишь один из реальных конармейцев с лицом, умом и привычками Бабеля. От имени Лютова ведется повествование, он рассказчик, и не более того.

Для Бабеля он то же, что для Пушкина Иван Петрович Белкин, этот вымышленный "автор" "Повестей покойного Ивана Петровича Белкина". В этом смысле Лютов тоже "покойный". Он остался там, в 1920 году, он, может быть, жил еще в 1924 году, когда печатались отдельные новеллы "Конармии". Но с 1926 года, со времени выхода в свет книги И. Бабеля "Конармия", Лютов существует лишь в прошедшем времени. Он в рассказе "Смерть Долгушина" как будто не знает и не помнит Афоньку из новеллы "Путь в Броды", но Бабель помнит и читатель помнит. Это очень удобный для писателя прием композиции, позволяющий ярче отобразить характеры и события.

Мастер предельно завершенной, замкнутой в себе новеллы, знающий толк в соединении отдельных частей произведения, Бабель в "Конармии" сумел прекрасно справиться с задачей "сцепления" не только слов в рассказе, но и рассказов в цикле. И "новеллы Лютова" новеллами Бабеля становятся только в цикле.

Думаю, что ошибочно читать "Конармию" как единый роман. Так же, скажем, как и "Севастопольские рассказы" Л. Н. Толстого. Интересно, что уже в год выхода "Конармии" один из рассказов, "Вдова", был включен в другую книгу Бабеля — "История моей голубятни" — под названием "Шевелев". Другой рассказ из книги "История моей голубятни" — "У батьки нашего Махно" — тоже по тематике явно "конармейский", но по композиционным, видимо, соображениям Бабель его убрал из "Конармии". Бабель писал и публиковался в сложное политическое время. Приходилось "лавировать". Известно, что Махно какое-то время был союзником конармейцев, а комментарии в любом случае противопоказаны композиции "Конармии". Хотя оба названных рассказа - это, несомненно, рассказы Лютова.

Бабель, конечно, понимал, что его новеллы сами по себе — самостоятельные, законченные произведения, но все равно продолжал стремиться к цикличности. Видимо, то сложное время, которое он выбрал своей основной темой, в другую форму изложения и авторского осознания просто не укладывалось.

Однако это первое крупное произведение талантливейшего прозаика, высоко ценимого М. Горьким, принесло автору не только радость удачи, но и горечь разочарования. Командарм Буденный, прочитав "Конармию", опубликовал резкий отзыв с уничижительным заголовком "Бабизм Бабеля из "Красной нови". О цикле Бабеля там сказано так: "Бабьи сплетни, небылицы, клевета на конармию". Видно, воспетому в песнях командарму хотелось и бабе-левского воспевания, привычного славословия.

Но "Конармия" — это не хроника событий гражданской войны, а книга о страданиях человеческой души, исступленно ищущей истины в несправедливом, истекающем кровью мире. Всякая война, в особенности гражданская, в равной мере гибельна для обеих воюющих сторон. В духовном построении композиции писатель сделал открытие, что коль скоро идейные величины несовместимы, то и души человеческие в этом круге подвергнуты отчуждению: бойцы одной армии, одной идеи в этих условиях часто становятся духовными неприятелями другой. Конфликт так глубок, что даже предполагаемое посредничество самого Бога не может их примирить. Так, рефреном проходят в повествовании сцены духовного отчуждения. И заканчивается "Конармия" горькими словами. "Похристуйся с ним,— пробормотал Бизюков, отворачиваясь. На лбу у Бабулина отпечаталось огненное пятно. Он задергал щекой.— Ты знаешь, что это получается?- сказал он, не управляясь со своим дыханием.- Это скука получается... Пошел от нас к трепаной матери..."

Подводя итог своим рассуждениям о композиционных особенностях "Конармии", хочу сказать, что И. Э. Бабель — великолепный мастер, художник, порой взлетающий до высот великого Гоголя, у которого он учился рисовать жизнь трагическую и прекрасную.






Читайте также:



Это важно знать



Здесь можно скачать любое сочинение бесплатно