Сочинения по русскому языку и литературе
С нашим сайтом написать сочинение проще простого

На нашем сайте 3753 сочинения! Не понравилось одно — найдите другое на эту же тему:

Образ Сергия Радонежского в произведении Б. К. Зайцева


Страницы: [1]  2   (сочинение разбито на страницы)

Произведение Б. К. Зайцева "Преподобный Сергий Радонежский" было написано в 1925 году в эмиграции. Идея жизнеописания самого почитаемого на Руси святого старца, по признанию автора, "никак не явилась бы автору и не завладела бы им в дореволюционные годы".

Читая жизнеописанне знаменитого русского святого XIV века, отмечаешь, что именно во времена потрясений могут появляться такие произведения, дышащие страданием и надеждой, печалью и любовью, — всеми высокими чувствами, которые возникают в душе человека, болеющего за свое Отечество.

Мне но дуню то, что автор изобразил Сергия именно как русского национального святого, со всеми присущими русскому человеку душевными качествами, из которых автор выделил ярче всех "скромность подвижничества". Черта очень русская. Не зря в жизнеописании Сергию противопоставляется другой, католический святой — Франциск Ассизский.

Преподобный Сергий не отмечен особым талантом, даром красноречия. Он "бедней" способностями, чем старший брат Стефан. Но зато он излучает свет — незаметно и постоянно. Б. К. Зайцев в своем произведении поставил перед собой задачу, как я полагаю, раскрыть образ Сергия в постепенном, ясном, непрерывном и даже не в драматическом восхождении к святости. Святость растет в нем органично.

Сергий последовательно тверд и непреклонен в своей кротости, смирении, скромности. Когда монастырская братия вдруг начала роптать, игумен не стал упрекать своих "детей" в греховности. Он, уже старый человек, взял посох и ушел в дикие места, где основал скит Киржач. И другу своему, митрополиту московскому Алексию, не позволил наложить на себя золотой крест: "От юности я не был златоносцем, а в старости тем более желаю пребывать в нищете". Таким мировоззрением святой Сергий на Руси завоевывает великий нравственный авторитет, который, как показала история, только и позволяет ему совершить главный подвиг жизни — благословить Дмитрия Московского на битву с поработителями Отечества.

К сожалению, светлые чудеса на Руси случаются гораздо реже, чем великие потрясения. Во времена ордынского ига Русь испытывала двойной удар: "разоряли и чужие, и свои". Все эти несчастья испытала на себе семья отрока Варфоломея. Отец будущего святого, Кирилл, получил в Радонеже поместье, по сам уже, по старости, не мог вести хозяйство. Его замещал сын Стефан. На Варфоломея надежды не было, потому что отрок все больше стремился к уединению, к молитве, к Богу. Тяжелая, полная насилия жизнь еще сильнее укрепляла его в мыели покинуть родной дом и стать иноком.

Перед читателем предстает скромный, погруженный в общение с Богом отрок. Отец, как мог, сдерживал сына от этого шага: "Мы стали стары, немощны; послужить нам некому; у братьев твоих немало заботы о своих семьях. Мы радуемся, что стараешься угодить Господу. Но твоя благая часть не отнимется, только послужи нам немного, пока Бог возьмет пас отсюда; вот проводи нас в могилу, и тогда никто не возбранит тебе".

Варфоломей пожалел родителей и остался. Пожертвовал своим влечением к зовущей его новой жизни ради родных людей. В связи с этим вновь вспомню о противопоставлении святого Сергия святому Франциску. Автор уверен, что "святой Франциск ушел, конечно бы, отряхнул прах от всего житейского, в светлом экстазе ринулся бы в слезы и молитвы подвига. Варфоломей сдержался. Выжидал".

Здесь, по-моему, разрешился более вопрос нравственный, чем религиозный. Для русской души нравственное и религиозное неразрывно. Во всяком случае, русская душа всегда в подобных случаях мучается и мечется перед выбором. Сейчас трудно сказать, как поступил бы Варфоломей, если бы эти сдерживающие его житейские обстоятельства затянулись. Автор жизнеописания считает, что "наверное, не остался бы. Но, несомненно, как-нибудь с достоинством устроил бы родителей и удалился бы без бунта. Его тип иной. А отвечая типу, складывалась и судьба..."

После ухода в дикие места вместе с братом Стефаном обоим пришлось нелегко. В ските надо было много трудиться. Брат оказался много слабее Варфоломея, и большая часть трудов легла на плечи будущего святого. Вскоре, после пострижения его в иноки и ухода от него игумена Митрофана, святой Сергий остался совсем один среди дикой природы.

Страницы: [1]  2   (сочинение разбито на страницы)






Читайте также:



Это важно знать



Здесь можно скачать любое сочинение бесплатно