Сочинения по русскому языку и литературе
С нашим сайтом написать сочинение проще простого

На нашем сайте 3753 сочинения! Не понравилось одно — найдите другое на эту же тему:

Фантастическое в романе М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита"


Роман "Мастер и Маргарита" — произведение в своем роде уникальное и крайне необычное. Чем же оно необычно? Можно перечислить множество причин: композиция (роман в романе); образ Сатаны, творящего добро; переплетение быта и фантастики. Фантастика, иная реальность становятся в романе обычным явлением, так что читатель уже ничему не удивляется: ни говорящему коту, ни волшебным исчезновениям, ни балу у Сатаны. Все это — тот фундамент, на котором строится роман.

В булгаковском представлении (по крайней мере, такое ощущение остается после прочтения "Мастера и Маргариты") мир многомерен. Существует другая, не различимая простым глазом, реальность. Помимо пространства и времени есть еще третье измерение бытия, без которого мир остается плоским и тусклым.

Булгаков в романе строит свою Вечность. В этой вымышленной Вечности "рукописи не горят" и каждому воздается по его вере. То, что мы называем мистикой, в булгаковском произведении — единственно возможная реальность. Роман буквально пропитан фантастикой, предсказаниями, чудесами, волшебством, превращениями.

"Мастер и Маргарита" начинается с появления в Москве тридцатых годов иностранного "профессора". Он пророчит Берлиозу, что тому отрежут голову. Звучит это дико, глупо, просто нелепо. Отрежут голову в XX веке? Однако самое интересное заключается в том, что пророчество сбывается в точности.

Кстати, Берлиоз — не единственный персонаж романа, которого лишают головы! Вспомним "сеанс черной магии" в Варьете. Конферансье Жорж Бенгальский, которому в романе уделяется не больше одной страницы, также на некоторое время становится обезглавленным. Это — очередное чудо, совершенное Воландом. И Берлиоз, и Жорж Бенгальский мелькают в романе лишь на короткое мгновение, затерявшись в калейдоскопе куда более удивительный лиц и событий. Но они заставляют задуматься. Оказывается, что Жорж I ienrn л ьекий, жалкое подобие человека, тоже имеет душу. А Берлиоз, этот весьма солидный и образованный человек, произносящий нечто высокоученое, вдруг лишается самым нелепым образом головы. И голова эта оказывается всего лишь вещью. В финале Волакд пьет из черепа Берлиоза. Какой же вывод можно сделать из всего этого? Булгаков сперва показывает нам видимость предметов и явлений окружающего мира. И только потом, отбрасывая все наружное, составляющее эту видимость, открывает суть. Таким образом мы понимаем, что любое событие земного существования может только казаться ничтожным, незначащим. А на самом деле оно имеет "третье измерение", не видимое глазу.

Булгаков разворачивает перед нами картину чудовищной абсурдности и фантасмагоричности быта московских граждан. Все вращается в огромном круговороте: Степа Лиходеев, внезапно оказавшийся в Ялте; представление в Варьете; говорящий кот Бегемот, вытворяющий совершенно немыслимые вещи. Некоторые чудесные события незаметны окружающим, кажутся вполне банальными. Так, грузовик, набитый поющими людьми, никого не удивляет. А между тем, здесь не обошлось без вмешательства Воланда и его свиты. Даже это, не способное никого удивить, событие, имеет свою, глубоко скрытую, причину. За ним, как и за многим, что творилось в те дни в Москве, кроются каверзные проделки той всемогущей силы, которая призвана следить за тем, чтобы "все было правильно" в мире.

Коммунальный быт у Булгакова — только видимость, сквозь которую неизменно просвечивает иная, высшая реальность. Видимость и суть явлений никогда не совпадают. Булгаков и не пытается выдать одно за другое. Точно так же не следует придавать особое значение одежде героев: всем этим кургузым пиджачкам, жокейским картузикам, ночным рубашкам. Лишь в конце герои предстают перед нами в своем истинном обличье. Их смешные атрибуты, как то: клетчатый пиджак, безобразный клык, котелок, кошачья шкура, — пропадают. Остается то, что кажется фантастичным, но на самом деле реально. В эту сверхреальность Мастеру и Маргарите даже посчастливилось вмешаться. Маргарита избавляет Фриду от вечной муки, а Мастер получает право изменить посмертную судьбу Понтия Пилата. Почему этим двум людям дано поучаствовать в событиях, не терпящих людского вмешательства? Наверное, потому, что Мастер — не просто человек, а Художник, а Маргарита - бесконечно любящая женщина.

Итак, все то фантастическое, что красной нитью проходит сквозь весь роман "Мастер и Маргарита", призвано показать, что помимо привычной нам реальности существует совсем другая. В мире нет хаоса, он лишь видимость. Каждый поступок, каждое явление в этом мире имеет смысл. "Высшие силы", представленные Воландом и его свитой, восстанавливают нарушенную гармонию Вселенной.






Читайте также:



Это важно знать



Здесь можно скачать любое сочинение бесплатно