Сочинения по русскому языку и литературе
С нашим сайтом написать сочинение проще простого

На нашем сайте 3753 сочинения! Не понравилось одно — найдите другое на эту же тему:

Образ Воланда в романе Булгакова "Мастер и Маргарита"


Одним из виртуозных воплощений философской идеи автора "Мастера и Маргариты" является Воланд. Его образу в романе принадлежит особая роль. С одной стороны, он — тот фантастический элемент, который уже традиционно использует писатель, с другой — выразитель идеи романа.

Воланд появляется в первой же главе "Мастера и Маргариты" и уходит в вечность вместе с остальными героями в конце книги. Это единственный герой, неподвластный чужому суду, решению, возмездию или разоблачению. Правда, мы помним его слова о какой-то "очаровательной ведьме", оставившей на память ему боль в колене. Но в самом-то романе нет ни одного случая, когда Воланд потерпел бы поражение. Вспомним, чем окончилась попытка его разоблачения в Варьете на сеансе черной магии.

Воланд — своеобразный "надперсонаж", "сверхгерой", выходящий из всех ограничительных рамок трех плоскостей повествования: "романа о Мастере", "романа о Пилате" (в нем Воланд непосредственно не участвует, является лишь свидетелем происходящего), "романа о Воланде и Москве".

Сопротивление Москвы "части той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо", заранее бессмысленно. Воланд обнаруживает свое присутствие в романс еще раньше, чем основной герой (хотя и заявленный в названии) Мастер, раньше, чем Москва,— в эпиграфе, где слова от имени Мефистофеля можно отнести и к Воланду.

Автор предоставляет этому герою достаточно широкие полномочия: на протяжении всего романа он судит, вершит судьбы, решает — жизнь или смерть... Вереница мелких апокалипсисов совершается по воле Воланда. Воланд стоит во главе силы, осуществляющей возмездие. По существу, он — одна из главных сюжетных "пружин", потому что мотив возмездия, суда, осуществления справедливого наказания является главным мотивом произведения. О том, что Воланд — это представитель силы зла, тот же Сатана, мы вспоминаем не сразу, точнее, сам автор не акцентирует внимание на этом. Для Булгакова вовсе не очевидно традиционное деление "полномочий" между Богом и Сатаной: первому — добрые дела, а второму — злые. Сам Воланд относится к формальностям, к своим "министерским" обязанностям достаточно пренебрежительно: он не мешает Маргарите совершить акт милосердия, отворачиваясь, а его "пакостничанье" ограничивается проделками свиты, особенно Бегемота. Основная же "деятельность" Воланда, — уравновешивание сил добра и зла, осуществление справедливости. Воланд, а значит, отчасти сам автор, понимает справедливость не только как милосердие, а как воздаяние по принципу "каждому по вере". "Не по разуму, не по правильности выбора умственности, а по выбору сердца, по вере!"

Воланд каждого героя, весь город вместе взвешивает на весах человеческой совести, человечности и правды. "...Не верю я ни во что из того, что пишу!.."— восклицает Рюмин, осознавая свою бездарность, человеческую пустоту, и тем самым платит по счетам. Так Воланд, прямо или косвенно, раскрывает внутреннюю сущность человека, а не внешнюю, рационалистическую. И для автора образ Воланда — не просто сила зла, а сила, противостоящая материалистическому пониманию мира как совокупности внешних черт.

Воланд — это сила, которую невозможно объяснить простой логикой. Эта сила и существенна для Булгакова потому, что разрушает своим существованием в романе рационалистическую идею. Воланд первым делом, пользуясь своей иррациональной силой, побеждает "вдохновителя"-материалиста, главу МАССОЛИТа Берлиоза, который "к необыкновенным явлениям... не привык" и старается "защитить" себя от "темной силы" мыслью: "Этого не может быть".

Воланд и его свита — не первое фантастическое допущение Булгакова, но новаторство писателя в создании образа Сатаны выразилось в том, что Воланд — герой вовсе не формальный, и его функция вовсе не ограничивается обычным "репертуаром" чертей и "темной силы". Образ Воланда оказывается едва ли не самым главным в системе персонажей.

Воланд называется своим именем (Сатана) только несколько раз, в том числе и в названии главы "Бал у Сатаны". На бал приезжают убийцы, палачи, отравительницы, висельники. Но, как и Воланд, они — лишь посредники между злом и людьми, "помогающие" совершаться преступлениям. Все гости — чиновники, "служащие канцелярий" темных сил, имеющие право чаще всего не на совершение зла, а на искушение злом людей (конечно, все они сами уже были искушены). Сатана ведь тоже поддался искушению, он — глава, главный искуситель. Содержание всех трех "романов" сводится к цепочке искушений. Воланд искушает Москву деньгами, ширпотребом на сеансе черной магии и тем самым раскрывает зло в каждом человеке в отдельности. Все зло, которое затаилось, скрыто, спит в людях, потенциально существует, но подавлено социальными запретами. Воланд, "сви та" и вся "темная сила" раскрывают, разоблачают, соблазняют. Но если такое искушение является каждодневным и в нем ничего особенного нет, то Воланд вносит элемент возмездия, наказания за совершенный проступок. Единственные, кто выносит испытание,— Мастер и Маргарита.

Воланд — эта та основная сюжетная "пружина", которая помогает автору раскрыть, разоблачить, "обезглавить" (как Берлиоза и Жоржа Бенгальского) идею "внешней" жизни. Образ Воланда — образ обобщающий, каждую сюжетную линию он приводит к своему идейному завершению, все композиционные параллели соединяет между собой. Воланд материализует в своем лице своеобразный суд Вечности, суд автора над своим временем.






Читайте также:



Это важно знать



Здесь можно скачать любое сочинение бесплатно