Сочинения по русскому языку и литературе
С нашим сайтом написать сочинение проще простого

На нашем сайте 3753 сочинения! Не понравилось одно — найдите другое на эту же тему:

Сатирическое творчество Маяковского


Отношение Маяковского к миру всегда было полярным. Он все делил на черное и белое, полутона у него почти отсутствуют. "Ненавижу всяческую мертвечину, обожаю всяческую жизнь" — вот лейтмотив творчества поэта. Именно эта ненависть к "мертвечине" ярче всего проявляется в сатирических произведениях. При этом Маяковский предельно четок в разграничениях, последователен и гиперболичен, то есть способен преувеличивать и доводить предмет сатиры до абсурда.

Второй причиной того, что поэт уделяет огромное внимание написанию сатирических произведений, является безусловная вера Маяковского в силу слова ("Я знаю силу слов, я знаю слов набат...") Поэту всегда было свойственно желание заставить читателя изменить себя и мир. Следствием этого являются постоянные прямые обращения к читателю и стремление Маяковского к общедоступности его сатиры (известно, что его стихи печатались даже на конфетных обертках), легкость стиха, ритма и рифмы.

В своей статье "Как делать стихи" Маяковский указывает, что писать те или иные стихи его побуждает "творческая необходимость, социальный заказ". Поэт ощущает опасность того или иного явления, необходимость его искоренения. Отсюда — поразительная злободневность стихов Маяковского, материал для которых брался непосредственно из жизни. А потому темы и образы сатиры в разные периоды творчества поэта различны.

До революции поэт считает мертвым весь мир, и поэтому весь мир становится объектом высмеивания. Маяковский постоянно эпатирует публику, дразнит ее, отсюда — постоянный вызов толпе в названиях стихотворений ("Нате!", "Вам!", "Эй!")

Маяковский переосмысливает само искусство сатиры, вводит новые приемы и переиначивает использование старых. Поэт снижает жанр гимна ("Гимн обеду"), широко использует метафору ("Легко ли критикам наше белье ежедневно прополаскивать в газетной странице?"), искаженные цитаты ("Мысль одна под волосица вложена: "Причесываться? Зачем лее?! На время не стоит труда, а вечно причесанным быть невозможно...") и так далее.

После Октябрьской революции происходит перелом в творчестве Маяковского. "Я с теми, кто вышел строи ть и месть в сплошной лихорадке буден..." — провозглашает поэт и посвящает свою поэзию революционной борьбе.

Аудитория сатиры Маяковского — 150 ООО ООО. Отсюда — появление главных ее качеств — простоты и доходчивости. Основными жанрами становятся жанры народные частушка, песня, сказка. Стихотворения, как правило, строятся по одной схеме: общие соображения по теме стиха ("Хоть пока победила крестьянская рать, хоть пока па границах мир, не время еще в землю штык втыкать, красных армий ряды крепки!"); предмет сатиры ("Кто из вас не крещен военным огнем, кто считает, что шкурнику лучше? Прочитай про это, подумай о нем, вникни в этот сказочный случай"); фантастическая сказочная история, имеющая реальную основу; печальный конец героя сатиры и предо-стережение читателям ("Бабу видели мою, наши обыватели? Не хотите в том раю сами побывать ли?").

В период с 1919 по 1922 год идет работа Маяковского в окнах РОСТа, которые поэт назвал "красочной историей трех боевейших годов Союза". Язык произведений того периода предельно краток и понятен, используются народные жанры: загадка, пословица, частушка, а также пародия на старое искусство. Эта работа помогла поэту отточить сатиру, выработать новые приемы и навыки.

В 1921 году выходит стихотворение "О дряни": "Слава, слава героям!!! Впрочем, им довольно воздали дани. Теперь поговорим о дряни". Стихотворение "О дряни" становится программным для последующего творчества Маяковского. Бури утихомирились, "и вылезло из-за спины РСФСР мурло мещанина". Мещанство у поэта — это не сословие, а нравственная категория. После отступления опасности на фронтах наибольшую опасность начинает представлять собой быт. Мещанин очень легко усваивает советскую атрибутику, символы ("И мне с эмблемами платья. Без серпа и молота не покажешься в свете!"), на стене у него портрет Маркса, котенок греется, "на "Известиях" лежа". Для Маяковского обыватели мертвы, и поэтому он использует прием оживления вещей: портрет оказывается живее настоящих людей.

Итак, "мещане" и "обывательщина", по мнению поэта, являются первым врагом республики. Второй враг, безусловно, бюрократия, опасность которой Маяковский увидел сразу после революции (в автобиографии "Я сам", в fria-ве "Октябрь" он записал: "Начинают заседать"). В 1922 году поэт пишет стихотворение "Прозаседавшиеся". Сам факт постоянных заседаний доводится до абсурда ("Поневоле приходится раздвояться. До пояса здесь — остальное там"). В конце, как обычно, дается вывод-указание к действию: "О, хотя бы еще одно заседание относительно искоренения всех заседаний!" Тема бюрократии развивается также в стихах "Бюрократ ада", "Анчар", "Фабрика бюрократов".

Кроме вышеуказанных главных изъянов нового общества Маяковский критикует религию, пьянство, взяточничество и многие нравственные пороки людей: ханжество, трусость, тягу к сплетням. Сатирические произведения поэта — это всегда деятельный призыв к искоренению недостатков.

Большое количество стихотворений Маяковского является сатирой па бесчеловечный дух наживы (циклы "Стихи об Америке", "Париж"). М;шковский высмеивает мещанство в различных аспектах советской и западной жизни, делая выводы в пользу своей страны.

Сатирические темы затрагиваются и в ряде драматических произведений автора. Маяковский по-новому понимает театр: театр не зеркало, а увеличительное стекло, все работает на гиперболизацию. "Мистерия-буфф", — сатира на старый мир, пьеса "Клоп" направлена против мещан, "Баня" — пьеса о бюрократах. Все они злободневны, остры, сатирический эффект достигается за счет преувеличения недостатков и введения элементов фантастики.

Все сатирическое творчество Маяковского отчетливо ориентировано на будущее. Уверенность поэта в том, что Россия избавится от всего дурного и что его произведения могут этому помочь, огромна.






Читайте также:



Это важно знать



Здесь можно скачать любое сочинение бесплатно