Сочинения по русскому языку и литературе
С нашим сайтом написать сочинение проще простого

На нашем сайте 3753 сочинения! Не понравилось одно — найдите другое на эту же тему:

Город в творчестве Маяковского


В XX веке поэты покидают уединенные дубравы и попадают в город. Поэзия становится городской. Для Маяковского обращение к теме города было, кроме того, связано с футуризмом — искусством чисто городским. Тема города подробно разрабатывается в дооктябрьском творчестве Маяковского.

Город Маяковского постоянно находится в движении, которое порождает неразбериху. Движение связано со звучанием: "На царство базаров коронован шум"; "Рыжие дьяволы, вздымались автомобили, над самым ухом взрывая гудки". Смесь постоянного движения и звучание порождает эпитет: "ади-ще города".

Город Маяковского — это сплошное нагромождение вещей и техники. На одном пейзаже сочетаются вывески, сельди из Керчи, трамвай, аэропланы, фонари, железо поездов. Вещи Маяковским оживляются ("в рельсах колебался рыжеватый кто-то", "Лебеди шей колокольных, гнитесь в силках проводов").

Город душит искусство, и поэтому в городе Маяковского живут "братья писатели", которые постоянно так напуганы городом, что могут писать только про "пажей, любовь, дворцы и сирени куст". Воплощением городского искусства становятся будущие вывески.

Город Маяковского кровожаден ("Туман с кровожадным лицом каннибала жевал невкусных людей"), он требует смертей. Отсюда — постоянный мотив смерти, который появляется и в метафорах Маяковского ("Где города повешены и в петле облака застыли башен кривые веси — иду один рыдать, что перекрестком распяты городовые"). Смерть в город приносит и война, причем это бедствие для всех городов (Ковна, Вена, Рим, Петербург). Город во время войны страдает ("Пальцы улиц ломала Ковна").

Главный герой города, его воплощение — толпа. Толпа ужасна, город губит в ней все человеческое. В городе нет места отдельному человеку ("Сбитый старикашка шарил очки"), толпа делает его смешным. Тем более в городе нет места поэту, хотя поэт и вмещает в себя толпу, она не понимает его. Он взошел на Голгофы аудиторий Петрограда, Москвы, Одессы, Киева, и не было ни одного, который не кричал бы: "Распни, распни его!" Но пусть толпа знает только два слова ("сволочь" и еще какое-то, кажется — "борщ"), поэт должен "не слушать, а рвать их". А так как толпа не принимает душу поэта, он вкладывает ее в вещи, одушевляя их ("Истомившимися по ласке губами тысячью поцелуев покрою умную морду трамвая").

В городе нет места любви. Женщина если и любит, то не человека, а его мясо. Отсюда — "враждующий букет бульварных проституток", публичные дома. Постоянно упоминается Вавилон — всемирный город блуда. Пошлая любовь связана с городской атрибутикой: "Женщины — фабрики без дыма и труб — миллионами выделывали поцелуи,— всякие, большие, маленькие,— мясистыми рычагами шлепающих губ".

Город Маяковского — город капитализма, и это важно. Город "маячит в дымах фабрик", растет, жиреет.

В стихах о городе Маяковский использует обычный прием изобразительности. "А в небо слипшиеся губы воткнули каменные соски" — о высоких домах и низком петербургском небе. Основные цвета в изображении города — ржавый, дымчатый, черный и кроваво-красный.

В стихах Маяковского появляется призыв: "Бросьте города, глупые люди!", но поэт крепко связан с городом. "Город в паутине улиц" — вот декорация трагедии "Владимир Маяковский", к ней же он возвращается и в "Облаке в штанах", и в "Войне и мире", и в "Человеке".

В изображении старого, обветшавшего города улавливаются многие традиционные темы, например, темы Блока и Достоевского (город блуда, город, душный для живых людей, город капитализма, город жестокости, город вещей). Разрабатывается и используется традиционная тема Петербурга-Петра. В стихотворении "Последняя Петербургская сказка" первый раз используется прием оживления памятника, но толпа гонит ожившего Петра на поле, и он оказывается "узником в собственном городе".

Революция рушит старый город ("Лодкой подводной шел ко дну взорванный Петербург"). "Мы разливом второго потопа перемоем миров города",— провозглашает Маяковский гибель старого города в стихотворении "Наш марш". "Мы" — разрушающая и созидающая сила.

Город стал социалистическим, в нем родилась новая великая любовь к Родине и народу, по городам идут "миллионы безбожников, язычников и атеистов". Новое революционное искусство остается городским. Старое — сметается ("твоих шестидюймовок тупорылые боровы взрывают тысячелетия Кремля"). НовЬе искусство оживляет город: "Улицы — наши кисти. Площади — наши палитры". В поэме "150000000" Маяковский делает городскими привычные поэтические атрибуты: "Мы возьмем и придумаем новые розы — розы столиц в лепестках площадей".

Старый город еще пока дает о себе знать. В нем остаются обыватели ("за зевакой зевака, штаны пришедшие Кузнецким клешить"), мещане, бюрократы, хулиганы. Город и после революции хранит в себе множество пороков, а потому поэт обращает на него и свою сатиру ("Мои прогулки сквозь улицы и переулки").

Однако строятся новые города, над которыми "реет красный флажок". И Маяковский рисует черты современного ему города: город техники, электричества, метрополитена, машин, новых заводов. Новый город "вскипает и строится", но стройка только начата, и современный город — только преддверие того идеального "города-сада", о котором мечтал поэт как о городе будущего.






Читайте также:



Это важно знать



Здесь можно скачать любое сочинение бесплатно