Сочинения по русскому языку и литературе
С нашим сайтом написать сочинение проще простого

На нашем сайте 3753 сочинения! Не понравилось одно — найдите другое на эту же тему:

Лирика О. Мандельштама


В письме Мандельштама к Тынянову есть слова: "Вот уже четверть века, как я, мешая важное с пустяками, наплываю на русскую поэзию, но вскоре стихи мои сольются с ней, кое-что изменив в ее строении и составе".

Ничего не скажешь: все исполнилось, все сбылось. Словно резцом по камню: манделыптамовское слово преодолело материю времени и стало культурой. О себе Мандельштам говорил так: "Мы — смысловики". Его стихи плотны и тягучи, и зрение теряет опору среди шальных образов. Хочется читать, а не понимать. Хочется верить в чистоту поэтического мышления и бессмысленность слова:

Золотистого меда струя из бутылки текла

Так тягуче и долго, что молвить хозяйка успела: —

Здесь в печальной Тавриде, куда нас судьба занесла,

Мы совсем не скучаем,— и через плечо поглядела.

Всюду Бахуса службы, как будто на свете одни

Сторожа и собакиидешь, никого не заметишь.

Как тяжелые бочки, спокойные катятся дни.

Далеко в шалаше голоса — не поймешь, не ответишь.

Но, прочитав это один, два, три раза, вдруг понимаешь, что тебя обманули, что все в стихах связано и пронизано насквозь мыслями поэта. Просто он так думает. У него так устроено сознание. Он такой человек.

Для Мандельштама все в мире досягаемо, все близко. Открой душу и протяни руку:

О, если бы вернуть и зрячих пальцев стыд,

И выпуклую радость узнаванья.

Я так боюсь рыданья Аоиид,

Тумана, звона и зиянья.

Иногда Мандельштаму представляется, что он не волен в своем творчестве, что он поет чужие стихи:

И не одно сокровище, быть может,

Минуя внуков, к правнукам уйдет,

И снова скальд чужую песню сложит

И как свою ее произнесет.

Поэзия Мандельштама напоминает волшебный фонарь, посредством которого оживают, начинают двигаться и дышать образы истории. Он — истинный певец цивилизации. Даже природа в его стихах имеет урбанизированные формы, приобретая при этом некое дополнительное, имперское величие:

Природа — тот же Рим и отразилась в нем.

Мы видим образы его гражданской мощи

В прозрачном воздухе, как в цирке голубом,

На форуме полей и в колоннаде рощи.

Одно дополняет и оттеняет другое. Природа, растворяясь в истории, создает в ней новые орнаменты и символы. А человек читает их, пролистывает, забывает и вспоминает, играет в них, как ребенок в свои игрушки.

"Не город Рим живет среди веков, а место человека во вселенной". Рим для поэта вершина и средоточие цивилизации. Ом — один из центральных символов н поэзии Мандельштама. Его черты имеют и Петсрбург-Петрополь, и Феодосия, и Москва. Он особое состояние души, не сам мир, но только взгляд на него, окрашенный мрачноватыми и величественными тонами. Мандельштам в своей поэзии никогда не опускался до пафоса. Его муза звучит торжественно и чеканно, по никогда пафосно. Инстинкт певца не позволял ему сфальшивить ни в одном стихотворении:

Сестры тяжесть и нежность, одинаковы ваши приметы.

Медуница и осы тяжелую розу сосут.

Человек умирает. Песок остывает согретый,

И вчерашнее солнце на черных носилках несут.

Что действительно отличает Мандельштама от всесветного образа поэта XX века, так это беспримерный подвиг осмысления истории и цивилизации как единого бесконечного, но спрессованного страшным давлением процесса. Поэтому Мандельштама так заманчиво понимать — и так трудно толковать.






Читайте также:



Это важно знать



Здесь можно скачать любое сочинение бесплатно