Сочинения по русскому языку и литературе
С нашим сайтом написать сочинение проще простого

На нашем сайте 3753 сочинения! Не понравилось одно — найдите другое на эту же тему:

Революция в поэме А. А. Блока "Двенадцать" и в поэме В. В. Маяковского "Хорошо"


Блок и Маяковский были глубоко заинтересованы в судьбе своей Родины, но при этом представляли совершенно разные поколения поэтов. Сближает их сочувствие к социальным низам, умение почувствовать и выразить их горе, боль, страдание и, наконец, идея о необходимости и неотвратимости революции.

Как "Двенадцать", так и "Хорошо" — значащие, переломные произведения для своих авторов. Однако, если для Блока "Двенадцать" — единственное революционное произведение такого масштаба, то у Маяковского все поэмы, по большому счету, — лозунги революции. Однако среди всех своих поэм он нее лее выделял "Хорошо", называя ее "программной вещью". Оба поэта беспощадны к старому миру и всеми помыслами стремятся в светлое будущее, однако, при всей внешней схожести произведений, их авторы все же используют разные художественные приемы.

Желание сравнить два произведения, провести между ними параллели возникает у читателя само собой по той причине, что Маяковский вводит в свою поэму в качестве персонажа самого Блока, ведет с ним разговор и упоминает "Двенадцать", заставляя читателя сравнивать даже помимо своей воли.

Несмотря на внешнее сходство в построении текста обеих поэм (разбивка текста на главы, дробный ритм, множество монологов и диалогов), Маяковский внутренне спорит с Блоком. Оба автора, приветствуя революцию, видят ее совершенно по-разному.

Можно, присмотревшись, найти у обоих поэтов отдельные сходные мотивы, например, мотив ветра, играющий немалую роль в восприятии той и другой поэмы. Это "Ветер, ветер!" у Блока и "Дул, как всегда, октябрь ветрами..." у Маяковского. Но гораздо интереснее сравнить более важные моменты, чтобы увидеть, насколько различны восприятие революции Маяковским и Блоком.

У Блока герои поэмы очерчены лишь смутными штрихами, не индивидуализированы. Даже наиболее запоминающийся Петруха не является героем в полном смысле этого слова, а лишь неким обобщением. У Маяковского же, напротив, все образы выписаны, что даже странно, поскольку поэма не слишком велика по объему. Остается только удивляться, с какой лаконичностью удалось автору передать дух времени, создать эпохальное, в сущности, произведение и к тому же вывести так много действующих лиц. Тут и Керенский, и Милюков с его "Чтобы тебе на нас не дуться, дадим свобод и конституций", и штабс-капитан Попов, и рассуди тельный иутиловец, забирающий у парнишки часы, и легендарный матрос, возгласивший наступление новой эры: "Которые тут временные? Слазь! Кончилось ванте время", и сам автор, и, наконец, Блок.

Блок имел заметное влияние на Маяковского, по крайней мере молодой поэт очень уважал своего предшественника. В поэме "Хорошо" после эпизода встречи с Блоком даже строй стихов меняется, живо напоминая "Двенадцать". Именно при встрече с Блоком (имеется в виду встреча в поэме "Хорошо") Маяковский заговаривает о главном их камне преткновения. У Блока как единственно возможное оправдание революции выступал "в белом венчике из роз впереди Исус Христос". Может быть, поэт и сомневался в уместности этого образа, но, тем не менее, не выбросил его из поэмы и сделал неразрывно связанным с революцией. Маяковский же смотрел на революцию с иной исторической точки, и у него выходили "живые, с песней вместо Христа, люди из-за угла". Блок искал высшее оправдание революции, видимо, так и не сумев до конца отойти от своего раннего мистицизма. Маяковскому не нужно было никаких оправданий. Он никогда не сомневался в необходимости революции и понимал, что делают ее человеческие руки и правит ей человеческий разум. Маяковский всегда прям и бесхитростен. Он знает, чего хочет, — и идет к этому, знает, о чем думает, — и говорит об этом. Ему непонятны сомнения, колебания Блока, потому что самому ему это не присуще.

Есть еще одно существенное различие между восприятием революции Блоком и Маяковским. Если первый, не сомневаясь в ее необходимости, смотрел на нее отстранение, пусть и описывая с жаром и вдохновением, то второй сам был участником, не представляя себя вне революции. В "Хорошо" бросается в глаза множество автобиографических, бытовых деталей, которые позволяют ощутить автора частью общего целого. И его слова "моя кооперация", "мой автомобиль", "мои депутаты", "моя милиция" говорят о том, что он чувствует себя молекулой в огромном организме, где все "мое" именное потому, что все "общее", где "мой труд вливается в труд моей республики". У Блока этого нет.

Концовка про Христа гораздо расплывчатей, неоднозначней, чем четкое "Славьте, молот и стих, землю молодости". Этими словами Маяковский приравнивает себя, поэта, к рабочим, провозглашает и себя тоже участником великого события.

Но будет неверно утверждать, что "Двенадцать" - поэма менее революционная, более мягкая. Нет, оба произведениями стали гимнами революции, оба поэта были преданы революции и сердцем, и душой, и разумом. Но самое главное: поэмы "Хороню" в том виде, в котором она вошла в классическую советскую литературу, не было бы без "Двенадцати", а Маяковский никогда не состоялся бы в полном смысле этого слова, если бы не было Блока.






Читайте также:



Это важно знать



Здесь можно скачать любое сочинение бесплатно