Сочинения по русскому языку и литературе
С нашим сайтом написать сочинение проще простого

На нашем сайте 3753 сочинения! Не понравилось одно — найдите другое на эту же тему:

«Тёмное царство» в изображении А. Н. Островского

Не понравилось сочинение?
У нас есть еще 9 похожих сочинений. Показать

Страницы: [1]  2   (сочинение разбито на страницы)

Мир, быт и нравы которого А. Н. Островский показывал в большинстве своих пьес, Н. А. Добролюбов впервые назвал «тёмным царством» задолго до появления «Грозы», в статье, посвящённой другим произведениям драматурга. Тем не менее характеристика, данная критиком, закрепилась именно за Калиновым, а словосочетание «тёмное царство» стало употребляться, в основном, в связи с «Грозой». Действительно, законы общества, в котором «взаимные отношения самодурства и безгласности доведены до самых трагических пределов», в пьесе отражены наиболее ярко и полно. Недаром И. А. Гончаров скажет, что драма «всюду запечатлена... силою творчества, тонкостью наблюдательности и изяществом отделки», а Н. А. Добролюбов назовет Калинов «идиллией "тёмного царства"».

Деление на хозяев «тёмного царства» и их жертв, угнетателей и угнетённых отражено в системе образов пьесы. Так самые влиятельные жители города — Дикой и Кабаниха — столпы калиновского мира. В афише не случайно полностью названы лишь их да Тихона имена. Видимо, только так — почтительно, по имени-отчеству обращаются к Марфе Игнатьевне и Савёлу Прокофьеви-чу горожане. Иначе и невозможно — ведь Дикой и Кабаниха держат в страхе весь Калинов. Савёл Прокофьевич ругает всех, кто попадается ему под горячую руку, люди для него — «червяки»: «Захочу — помилую, захочу — раздавлю» — его главный жизненный принцип. Зная, что почти каждый в городе зависит от него материально, Дикой «старается бедного закабалить»; а хвастать тем, как у него «из этого тысячи составляются», не боится перед самим городничим, понимая, что всё останется безнаказанным («унять-то его некому, вот он и воюет»). На самом же деле Дикой труслив и, наткнувшись на малейшее препятствие, отступает. Встречая сопротивление Кудряша, он предпочитает замолчать и отыграться на домашних, уверенный в том, что они перечить не посмеют. Дикой прав — людей, борющихся против порядков, царящих в Калинове, немного, большинство же горожан смирилось со своим положением («Надо стараться угождать как-нибудь», — советует Кулигин) и безропотно терпит самодурство Дикого и Кабанихи.

На первый взгляд, в характере Кабанихи и Дикого немало общего. Оба они невежественны (Кабаниха доверчиво слушает рассказы странниц, Дикой не обращает внимания на предложения Кулигина установить громоотводы и солнечные часы), оба убеждены в собственной правоте («Что я тебе — ровный, что ли!» — говорит Дикой Кулигину), и Дикой, и Кабаниха корыстолюбивы («только заикнись мне о деньгах, у меня всю внутреннюю раз... станет», — признается Савёл Прокофьевич). Одинаковы и жизненные ценности самодуров: Дикой и Кабаниха делают всё, чтобы сохранить привычный миропорядок, но в нём они ценят, прежде всего, внешнюю, мёртвую сторону. Именно благодаря схожести характеров Марфа Игнатьевна и Савёл Прокофьевич невольно тяготеют друг к другу, надеясь обрести поддержку перед лицом опасности разрушения традиционного уклада («Ты только одна во всём городе умеешь меня разговорить», — жалуется Дикой Кабанихе).

Но, несмотря на многие общие черты, присущие и Кабанихе, и Дикому, в их характерах многое различается. Марфа Игнатьевна страшнее Дикого. Он груб, но прямолинеен: все его поступки легко предсказуемы. Кабаниха же хитра и лицемерна, она умнее и расчётливее Дикого. Для неё важно мнение окружающих — Кабанихе хочется, чтобы её считали образцом праведности в Калинове. Окружая себя странницами и богомолками, Кабаниха надеется услышать от них, что она «добродетелями, как цветами, украшается». «Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем», — метко говорит о ней Кулигин. От семьи Кабанихе нужны не знаки уважения, а покорность, основанная не на любви, а на страхе. Оттого-то у неё в доме «не то, что родные, а точно враги друг другу». Только такие дети, как Тихон и Варвара, могут выжить в этой атмосфере. В доме, где чтят давно устаревшие домостроезские порядки, можно или безропотно подчиняться, или, как делает Тихон, или выбирать компромиссный путь лжи и притворства. «Делай, что хочешь, только бы шито да крыто было», — считает Варвара. И ей всё сходит с рук, потому что хозяевам «тёмного царства» во всём, начиная с отношений между родными и заканчивая религией, важна ритуальность, а не суть (обнимать мужа Катерине нельзя, выть на пороге — обязательно, «все-таки пристойнее»). Даже истинной верой Марфа Игнатьевна считает точное исполнение обрядов, религию Кабаниха ценит за то, что она даёт ей возможность держать в страхе других. Чудной кажется искренняя вера Катерины на фоне остальных жителей в городе, в религии видящих наказание и любое природное явление считающих «Божьей карой». Да и как могут кали-новцы понять объяснение Кулигина того, что гроза всего лишь электричество, если даже новости доходят до них с рассказами странниц о Махнуте Персидском и Махнуте Турецком. Невежество — не единственное, что объединяет горожан с самодурами. Калиновские обыватели не способны видеть красоту: «Нешто!» — отвечает Кудряш на слова Кулигина о необыкновенном виде на Волгу. Всё время калиновцы проводят взаперти, точа родных, «как ржа железо», а на бульвар выходят «наряды показывать». Создаётся впечатление, что «замки да запоры» висят на всем городе — настолько он изолирован от жизни остального мира.

Страницы: [1]  2   (сочинение разбито на страницы)


Похожие сочинения:






Читайте также:



Это важно знать



Здесь можно скачать любое сочинение бесплатно