Сочинения по русскому языку и литературе
С нашим сайтом написать сочинение проще простого

На нашем сайте 3753 сочинения! Не понравилось одно — найдите другое на эту же тему:

Петербург А. С. Пушкина и Ф. М. Достоевского


Страницы: [1]  2   (сочинение разбито на страницы)

Тема Петербурга, к которой обращались почти все без исключения значительные писатели и поэты XIX века, чрезвычайно важна для понимания всего литературного процесса XIX и XX веков. Традиции изображения города, заложенные в первой половине XIX века А. С. Пушкиным (романтическая, реалистическая и мифологическая), преображаются уже в литературе 40-х годов. Каждый писатель (и Н. В. Гоголь, и И. А. Гончаров, и Ф. М. Достоевский) создаёт свой образ города, который становится действующим лицом произведения. Однако сохраняется общая тенденция, заключающаяся в неоднозначном понимании роли Петербурга в истории и жизни страны. Это связано с двумя господствующими настроениями в общественно-политической мысли, восходящими ещё к XVIII веку: противостояние сторонников и противников петровских реформ, вылившееся через 100 лет в противостояние западников и славянофилов. Противоречив и загадочен Петербург уже у Пушкина, отсюда «два лика» «творения Петра»: светлый и тёмный. Отношение Н. В. Гоголя также неоднозначно (от иронической похвалы в «Невском проспекте» до устрашающего и фантастического в «Шинели» и «Записках сумасшедшего»). Однако наиболее загадочным Петербург изображён в романах Ф. М. Достоевского («Бедные люди», «Двойник», «Преступление и наказание»). В его произведениях город становится действующим лицом повествования, духовным пространством, отражающим души людей и в то же время подчиняющим и преобразующим их самих.

Причины такого изображения Петербурга кроются в отношении писателя к столице: «Ещё с детства, почти затерянный, заброшенный в Петербурге, я как-то всё боялся его». И это не преувеличение — город в его произведениях всегда мрачен и бесчеловечен к своим читателям. И всё же, несмотря на, вроде бы, совершенно разное отношение Пушкина и Достоевского к Петербургу (ведь в творчестве А. С. Пушкина преобладает «светлое» начало), изображают его писатели сходно. Основная общая черта в описании города — стремление подчеркнуть то, что город не только отражает психологию героя, но одновременно и формирует её. Именно атмосфера Петербурга привела Раскольникова к созданию такой бесчеловечной теории, с другой стороны, именно его мировоззрение не даёт герою увидеть красоту города. Единственная панорама в романе — описание собора после убийства, но от него на Раскольникова веет холодом, герой ещё не очистился от греха, и поэтому недостоин «светлого» Петербурга, который Достоевский, возможно, не отрицает. У Пушкина прослеживается та же идея: Онегин становится самим собой благодаря окружающей действительности, но из-за внутренней дисгармонии он воспринимает её в искаженном свете, и читатель видит город глазами героя (сам чувствует всю скуку жизни высшего общества, когда Онегин устает от неё).

С другой стороны, сам город изображён у писателей совершенно по-разному, и связано это, в первую очередь, с выбором объекта изображения. Петербург Пушкина — это город садов и парков, дворцов и гранитных набережных. Что бы он ни изображал, всегда сохраняется ощущение значительности, величественности, даже катастрофа грандиозна— это не просто наводнение («Медный всадник»), а битва личности и стихии. В описании преобладают панорамы, Пушкин говорит о «стройных громадах», «пустынных улицах», отмечает «Невы державное теченье» — простые люди не заполняют улицы. Ещё во «Вступлении» Петр видит необжитую пустыню, на месте которой «вознесётся пышно, горделиво» Петербург, отсюда ощущение некоей прозрачности и призрачности города, не оставляющее читателя ни на минуту. Петербург Достоевского, наоборот, мал, душен (лейтмотив духоты и отсутствия воздуха, об этом говорит мать Раскольникова, Свидригай-лов и Порфирий Петрович), это город кабаков и каморок, напоминающих гроб, Сенной площади и лестничных клеток.

В «Преступлении и наказании», как и у Пушкина, изображено наводнение (в ночь самоубийства Свидригайло-ва), но оно, скорее, вызывает ощущение не страха и благоговения, а наоборот, — брезгливости и отвращения, город уже не сравнивается с богом Тритоном, стоящим по пояс в воде, да и сама стихия превратилась в лужи и сырость.

Страницы: [1]  2   (сочинение разбито на страницы)






Читайте также:



Это важно знать



Здесь можно скачать любое сочинение бесплатно