Сочинения по русскому языку и литературе
С нашим сайтом написать сочинение проще простого

На нашем сайте 3753 сочинения! Не понравилось одно — найдите другое на эту же тему:

Природа в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»


Страницы: 1  [2]   (сочинение разбито на страницы)

Психологическая функция пейзажа у Толстого главная. Это и понятно: Толстого-психолога интересовала прежде всего внутренняя жизнь человека, путь его духовного развития, ведущий к нравственному идеалу. Но вместе с тем «Война и мир» — роман-эпопея, повествующий о грандиозных, знаменательных событиях из истории нашего народа. И в их освещении важнейшую роль играет пейзаж.

Картина природы воссоздает обстановку, характеризующую начало Бородинского сражения: солнце, брызнувшее на поля из-за тумана, послужило Наполеону сигналом к выступлению. Но значение картины природы здесь не ограничено этой внешней функцией. Оно неизмеримо глубже и значительнее. Пейзаж в освещении войн, битв, сражений несет у Толстого главную идейную нагрузку, выявляет характер войны или сражения, отражает точку зрения автора на происходящее.

Высокое небо над Аустерлицким полем, которое увидел князь Андрей, убедило его в несправедливости, жестокости войны. Картина этого неба выражает точку зрения автора, противника всяких войн и насилия. Но, будучи противником войны как явления, противоестественного человеческой натуре, Толстой тем не менее с глубоким уважением пишет об участии народа в Отечественной войне 1812 года, ибо для него это была война справедливая, необходимая для защиты Родины, а значит, благородная и героическая. Такая оценка автором войны с Наполеоном выражается, в частности, через пейзаж. Так, панорама Бородинского сражения, которую видит Пьер, поражает его «красотою зрелища»: солнце, пронизывающее пространство над Бородинским полем косыми яркими лучами, сливается со всем, что происходит в войсках.

Вся сила негодования Толстого направлена против тех, кто развязывает войны, которые несут миллионам людей разорение, кровь, смерть, поэтому писатель говорит о бесчеловечности войн. И в финальной сцене Бородинской битвы ощущается боль и скорбь автора по поводу нарушения гармонии в природе, вызванного войной, человеческим страданием: над полем, прежде весело красивым, теперь стояла мгла сырости и дыма, пахло селитрой, кровью, стал накрапывать дождик, который, казалось бы, говорил: «Довольно, довольно, люди. Перестаньте... Опомнитесь. Что вы делаете?» Вновь перед читателем природа как олицетворение высшей мудрости.

Таковы в романе основные функции пейзажа, для воссоздания которого Толстой использовал различные приемы. Раскрывая внутренний мир героя, писатель рисовал картины природы, созвучные душевным переживаниям героя, или контрастно противопоставлял состояние души героя и природы, чтобы оттенить глубину внутреннего волнения персонажа, его радость или горе.

Например, раскрытию внутреннего мира князя Андрея Болконского помогает прием параллельного изображения природы и душевных переживаний: Андрей счастлив — и небо над ним высоко и прекрасно, жизнь кажется ненужной, пустой — и небо превращается в «низкий, давящий... свод, в котором все... ясно», и нет ничего бесконечного и таинственного. Прием контраста связан с изображением войны: писатель противопоставляет жестокому делу войны мирную жизнь природы, которая дарует радость всему живущему на земле.

Толстой показывает природу как высшее нравственное начало, как высшую мудрость жизни. А потому он не столько воспроизводит зрительный образ, например,неба, сколько то впечатление, тот строй мыслей, который оно вызывает. Отсюда психологичность пейзажей Толстого и несколько приподнятый, поэтически-возвышенный стиль изображения.

Писатель говорит о природе, олицетворяя ее, наделяя ее человеческими чертами. Это прием антропоморфизма — важнейшее средство изображения природы в романе. Толстой олицетворяет дуб, встретившийся князю Андрею по дороге в Отрадное, очеловечивает дождик, оплакивающий погибших на Бородинском поле... Автор смотрит на природу как на живое сущство и тем самым помогает читателю яснее разобраться в характерах, в происходящем.

Таким образом, пейзаж призван проанализировать душевное состояние героя, картины природы рисуют обстановку, в которой происходят события, выражают мысли, чувства и переживания самого автора. И, конечно, созданные писателем яркие, колоритные, красочные картины природы прекрасны в художественном отношении. Изображение лунной ночи в Отрадном и неба Аустерлица, картина охоты и описание дуба — лучшие страницы романа. Г.В.Плеханов в статье «Толстой и природа» очень точно отметил, «что Толстой любит природу и изображает ее с таким мастерством, до которого, кажется, никто и никогда еще не возвышался, это знает всякий, читавший его сочинения. Природа не описывается, а живет у нашего великого художника». Имя Толстого-пейзажиста стоит в одном ряду с именами великих русских мастеров пейзажа, и, как писал Чехов, «пока на Руси существуют леса, овраги, летние ночи, пока еще кричат кулики и плачут чибисы, не забудут... ни Тургенева, ни Толстого, как не забудут Гоголя».

Пояснения к сочинению

В некоторых лирических произведениях пейзаж (романтический и реалистический) составляет их основное содержание, хотя главным, конечно, в лирике выступают мысли и чувства автора, иначе говоря, субъективное мировосприятие лирического героя, выраженное в пейзажной картине. Задача пишущего на тему пейзажной лирики выяснить, какие мысли и чувства проявил автор в той или иной картине природы. Так, В. А. Жуковский в элегическом стихотворении «Море», которое он строит как монолог, обращенный к морю, при виде морской стихии размышляет о «тайнах» природы и выражает чувство беспокойства перед «необъятными» и непонятными для него ее силами. Автор любуется морем, восторгается им («стою очарован над бездной твоей»), В стихотворении используется торжественно-приподнятый поэтический стиль, который создается обращениями, риторическими вопросами, инверсией, оценочными эпитетами, аллитерацией и ассонансами.

Певцом природы справедливо называют Ф. И. Тютчева. Поэт постоянно стремится философски осмыслить и прочувствовать жизнь Вселенной, и в то же время ему свойственно живое и непосредственное отношение к природе («О чем ты воешь, ветр ночной?», «В небе тают облака...», «Осенний вечер»). В стихотворении «Весенние воды» дан образ молодой весны: с одной стороны, конкретно-чувственный, передающий такую яркую, зримую, реальную примету, как таяние снега, разлив вод. Вешние воды — «гонцы» весны. Их шум создается активными глаголами: «бегут», «блещут», «шумят», «гласят...» Наступление весны дано у Тютчева в движении, в звуках, красках, в свете. С другой стороны, образ молодой весны — сказочный, фантастический, идущий от устного народного творчества. Художник поэтизирует весну, создает атмосферу праздничности, приподнятости, необычности происходящего в природе. В основе всей образной системы Тютчева лежит присущее ему романтическое представление о всеобщей одушевленности природы. И в этом стихотворении молодая весна, ее гонцы открывают мир авторских чувств, его видение природы, отношение к ней. Возникает народное, песенно-сказочное представление о весне. Великолепный пейзажист, Тютчев, мастер слова, помогает нам постигать красоту земли и красоту человеческой души, приобщает нас одновременно к эстетическим и нравственным ценностям.

При всей конкретности описания природы у А. А. Фета оно прежде всего служит средством выражения лирического чувства. Поэт обычно строит стихотворение так, что вначале дается пейзаж — зримая картина природы, которая передается точными красочными деталями и проникнута определенным настроением, а в конце выражается лирическое чувство автора, раскрывается его внутренний мир («Сияла ночь. Луной был полон сад», «Облаком волнистым...», «Я пришел к тебе с приветом», «Горное ущелье»). Стихотворение «Шёпот, робкое дыханье...» начинается с описания летней ночи, которая сменяется рассветом, появлением первых лучей солнца, и в отношениях между влюбленными наступает ясность, умиротворение (действие развивается параллельно между людьми и в природе). Заканчивается стихотворение наступлением «зари», символизирующей начало нового дня жизни природы и человека.

В природе, с ее «всемогущей» и «бессознательною силой», Фет видит источник обновления измученной души человека, целительное начало. Поэт подмечает многие детали, которые придают нарисованной картине предельную конкретность, объективность, выразительность, многосторонность, национальный колорит (Фет — поэт очень русский, глубоко и тонко выразивший русскую природу). При всем этом его стихи удивительно музыкальны (подбор звуков, мелодия стиха и его ритм). Пейзажная лирика Фета учит чувствовать природу.

С поэзией Тютчева, Фета, Есенина во многом перекликается лирика Н. М. Рубцова. Он ощущал «самую жгучую, самую смертную связь» с природой. Для его стихов характерна особая, «космическая» устремленность, проникновенность в тайны русской души («Звезда полей», «Тихая моя родина», «Чудный месяц плывет над рекою...»).

Страницы: 1  [2]   (сочинение разбито на страницы)






Читайте также:



Это важно знать



Здесь можно скачать любое сочинение бесплатно