Сочинения по русскому языку и литературе
С нашим сайтом написать сочинение проще простого

На нашем сайте 3753 сочинения! Не понравилось одно — найдите другое на эту же тему:

Природа в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»


Страницы: [1]  2   (сочинение разбито на страницы)

Использование писателем картин природы обогащает произведение в идейном и художественном отношениях. Пейзаж может выполнять огромное число самых разнообразных функций: он незаменим для тонкого анализа психологического состояния героев, для усиления картин каких-либо событий, яркой характеристики обстановки, в которой развертывается действие. Картины природы могут служить для выражения какой-либо мысли автора или его чувств и переживаний, выполнять идейно-композиционную роль, то есть помогать раскрытию идеи произведения.

По стилевой манере воссоздания картин природы можно судить об отношении автора к своим героям и о его взглядах на природу, ее роль в жизни общества и человека. Ярким примером может служить Л.Н.Толстой. Как человек духовно близкий к народу, художник не мог не отразить в своих книгах и народную точку зрения, хотя сам писатель мыслит, несомненно, масштабнее, шире, историчнее, у него более глубокое, чем у народа, понимание природы, ее роли в жизни человека. Природа для Толстого — это высшая мудрость, олицетворение нравственных идеалов, мерило истинных ценностей. Человек учится у природы, он — высшее существо в природе, но он не превзошел ее. Человек «естественный», близкий к природе, был идеалом писателя. Поэтому одной из важнейших характеристик героев Толстого всегда бывает их отношение к природе.

В романе «Война и мир» мы, например, ни разу не видим ни Элен, ни Анну Павловну LLJepep, ни Жюли Карагину на лоне природы. Это не их стихия. Эти люди не любят природу, не понимают ее высокого смысла. Духовно нищие, нравственно уродливые, они если и говорят о природе, то фальшиво и пошло. В роскошном альбоме Жюли Борис нарисовал два дерева и подписал: «Сельские деревья, ваши темные сучья стряхивают на меня мрак и меланхолию».

Иначе воспринимают природу любимые герои Толстого, близкие к идеалу писателя — «естественному человеку». Это люди духовно красивые, непрерывно ищущие, внутренне близкие к народу, мечтающие о полезной деятельности. Их жизненный путь — это путь страстных исканий, ведущий к правде и добру. Богатство внутреннего мира, диалектику души этих героев Толстой раскрывает с помощью их близости к природе.

Духовная красота Наташи Ростовой, поэтичность ее натуры проявляются и в отношении героини к родной природе. Как привлекательна она, восхищенная красотой весенней лунной ночи, страстно желающая улететь в далекое, высокое небо! Как взволнованно, искренне пыталась передать она князю Андрею то «страстно-поэтическое» ощущение, которое испытала, заблудившись в лесу и встретив там старого пчельника! (Об этом вспоминает князь Андрей перед Бородинским сражением).

Природа органично входит в жизнь «ищущих» героев Толстого, переплетается с их мыслями и переживаниями, иногда помогает переосмыслить, пересмотреть свою жизнь и даже круто изменить ее. Так, раненный на Аустерлицком поле князь Андрей, открыв глаза, увидел над собой «высокое небо, не ясное, но все-таки неизмеримо высокое, с тихо ползущими по нем серыми облаками». И это небо по-новому открыло для героя жизнь. Он понял суетность своих честолюбивых мечтаний, понял, что есть нечто более значительное и вечное, чем война и слава Наполеона. Это «нечто» — вечный мир природы, естественная жизнь человека. Небо Аустерлица стало для Болконского символом нового, высокого понимания жизни. Этот символ проходит через всю жизнь героя.

Толстой часто использует пейзаж для анализа душевного состояния князя Андрея в минуты его душевной подавленности или эмоционального взлета. Природа часто помогает и самому герою уяснить свое состояние, разобраться в «путанице... мыслей и надежд», ибо именно у нее учится человек. Олицетворением высшей мудрости выступает природа в сценах встречи князя Андрея с дубом по дороге в Отрадное и на обратном пути. Андрей Болконский едет в Отрадное в состоянии душевного кризиса, и его мрачные мысли о жизни усиливает, дополняет дуб, уродливый и сердитый. Глядя на дуб, князь Андрей видит не ветви, не кору, а «руки», «пальцы», «старые болячки». Дуб представляется ему живым существом, «старым, сердитым, презрительным уродом», который наделен способностью думать, хмуриться и презирать веселую семью «улыбающихся берез». Князю Андрею кажется, что этот дуб говорит, и слова, которые он произносит, полностью совпадают с его мыслями, «безнадежными, но грустно-приятными». В ином, радостно-возбужденном состоянии возвращается герой из имения Ростовых. И его новое состояние возвращения к жизни после тяжелого душевного кризиса оттеняется уже расцветшим дубом. Князь Андрей смотрит на этот дуб, и «беспричинное весеннее чувство радости и обновления» одолевает его.

Для всех кто изучает языки - курсы английского для школьников

Страницы: [1]  2   (сочинение разбито на страницы)






Читайте также:



Это важно знать



Здесь можно скачать любое сочинение бесплатно