Сочинения по русскому языку и литературе
С нашим сайтом написать сочинение проще простого

На нашем сайте 3753 сочинения! Не понравилось одно — найдите другое на эту же тему:

Особенности языка романа И. С. Тургенева «Отцы и дети»


Страницы: 1  [2]   (сочинение разбито на страницы)

Интересно, что интонация речи Базарова меняется в зависимости от того, к кому она обращена. С Павлом Петровичем он говорит просто и прямо, высказывает то, что думает, или с явной насмешкой и даже пре-зрительно-иронически, снижая таким образом «высокий тон» речи своего противника. В беседах с Николаем Петровичем ощутимы снисходительно-почтительные интонации, с Аркадием — назидательные ноты, а в разговорах с отцом присутствует снисходи-тельно-добродушная тональность, прорывающаяся сквозь напускную сухость и холодность. С Фенечкой, женщиной из народа, ведет разговор совсем в ином тоне, чем с умной и гордой аристократкой Одинцовой.

Речь Кирсановых определяется их характерами и мировоззрением. Павел Петрович — главный идейный противник Базарова — все время ершится, затевает споры и при этом, как барин-аристократ, надменен, сохраняет «высокий стиль», витиеватость: «Я имею честь предложить вам следующее», «смею сказать», «за сим, милостивый государь, мне остается только благодарить вас», «чувствительно вам обязан». Эти выражения подчеркивают изысканность и холодно-бездушное обращение. Павел Петрович называет себя «человеком либеральным и любящим прогресс» и старается показать это в разговоре, используя слова, обороты, характерные для языка тогдашней дворянской интеллигенции: «Личность, милостивый государь, — вот главное...ибо на ней все строится»; «логика истории», «цивилизация», «материализм». Излюбленное словечко («принсип») он произносит на французский манер. Вообще Павел Петрович часто прибегает к французскому языку, особенно когда затрудняется точно выразить свою мысль по-русски. Николай Петрович робок, уступчив, у него нет собственного мнения, и потому его речь отличают неуверенность, нечеткость, мягкость, порой многословие: «Только вот чего я в толк не возьму. Кажется, я все делаю, чтобы не отстать от века: крестьян устроил, ферму завел, так что даже меня во всей губернии красным величают; читаю, учусь, вообще стараюсь стать в уровень с современными требованиями, — а они говорят, что песенка моя спета. Да что, брат, я сам начинаю думать, что она точно спета». Характер Аркадия еще не сформировался, и он пока мыслит и говорит с чужого голоса, слепо подражая Базарову.

Язык автора проявляется в описаниях, прямых высказываниях, в комментариях к речи героев, построении диалогов, ремарках. Например, показывая превосходство Базарова в споре с Кирсановыми, автор постоянно подчеркивает спокойствие и выдержку «нигилиста». Писатель как бы сам испытывает влияние неотразимой логики и силы Базарова и никогда не перебивает его речь ироническими замечаниями. Зато когда говорит Павел Петрович, автор все время вторгается в его речь, тем самым убеждая, что он кокетничает словами, искажает их, считая это признаком аристократизма и в то же время пытаясь возместить этим недостаток аргументов: «Я эфтим хочу доказать, милостивый государь...» Отношение автора к Павлу Кирсанову передается ремарками: «весь горел нетерпением», «губы его задрожали...» С помощью ремарок к речи Аркадия писатель высмеивает поверхностность его демократических увлечений, склонность к краснобайству, присущие ему барские замашки и лень: «с важностью прибавил», «проговорил Аркадий и выпрямился».

Откровенно высмеивает автор в диалогах Ситни-кова и Кукшину, показывая ребячество и нелепость их претензий казаться передовыми: «пробормотал» Ситников, «визгливо засмеялся», «запищал»; «госпожа Кукшина роняла свои вопросы один за другим.,.» Об отношении автора к описываемому свидетельствуют также вводные предложения, дающие ему возможность как бы договаривать то, чего персонажи высказать не могут; эти авторские дополнения и пояснения или вносят в повествование лирическую струю, или отражают ироническое отношение автора к герою. Например, в речи Ситникова о женщинах: «Их следует презирать, и я их презираю, вполне и совершенно! (Возможность презирать и выражать свое презрение было самым приятным ощущением для Ситникова...)».

В речи автора нет отклонений от общепринятых норм литературного языка. Для выражения своей мысли Тургенев всегда умеет найти единственное, незаменимое слово. Роман «Отцы и дети» — одно из тех произведений русской классической литературы, язык которого отличают ясность, выразительность, смысловая наполненность, афористичность, мелодичность.

Страницы: 1  [2]   (сочинение разбито на страницы)






Читайте также:



Это важно знать



Здесь можно скачать любое сочинение бесплатно