Сочинения по русскому языку и литературе
С нашим сайтом написать сочинение проще простого

На нашем сайте 3753 сочинения! Не понравилось одно — найдите другое на эту же тему:

Смешное и грустное в произведениях А. П. Чехова


Страницы: 1  [2]   (сочинение разбито на страницы)

Со «Злоумышленником» перекликается рассказ «Человек в футляре». Главный герой его Беликов смешон благодаря своему наряду, поведению, образу жизни... Чехов с иронией описывает, как этот человек старается отгородиться от всего мира, «надеть» на себя «защищающий» его футляр. Тут Беликов использует все средства: от ваты в ушах и темных очков до вечной фразы «как бы чего не вышло».

Писатель показывает тлетворное влияние «человека в футляре» на окружающих, «футлярности» в жизни — на саму жизнь. Беликов несет в себе нездоровое, безжизненное начало; не случайно после его смерти все почувствовали облегчение. Но оказалось, что дело не в Беликове: прошло время, и опять жизнь пошла по-старому, «такая же суровая, утомительная, бестолковая, жизнь, не запрещенная цирку-лярно, но и не разрешенная вполне». Лучше не стало. Ощущение несвободы не исчезло. Чехов подчеркивает, что зло беликовых — зло социальное, оно не может быть сосредоточено в одном человеке: «...а сколько еще таких человеков в футляре осталось, сколько их еще будет!» Драматизм ситуации усугубляется словами Ивана Ивановича. Он думает о мелочности, бессмысленности, ненужности существования своих знакомых, даже самого себя, распространяет тему «футлярности» на свою собственную жизнь, заканчивая словами: «...больше жить так невозможно!»

Пожалуй, еще меньше смешного в повести «Палата № 6». Чехов рассказывает о жизни уездного городка, в котором можно найти только одного человека мыслящего и чувствующего. Врач городской больницы Андрей Ефимович сказал о нем так: «За все время, пока я тут живу, это, кажется, первый, с которым можно поговорить. Он умеет рассуждать и интересуется именно тем, чем нужно». И этот человек, Иван Дмитрич Громов, «из благородных, бывший судебный пристав и губернский секретарь», находится в сумасшедшем доме — палате № 6. Громов страдает манией преследования, но его болезнь вызвана не столько предрасположенностью к психическим расстройствам, сколько внешними причинами: тяжелой жизнью, подорвавшей его здоровье, и службой Громова в суде, откуда он вынес убеждение: «А судебная ошибка при теперешнем судопроизводстве очень возможна, и ничего в ней нет мудреного».

Город, предоставивший Громову место в сумасшедшем доме, не живет, а прозябает: разговоры людей пусты и бессодержательны, жизнь скучна, однообразна, смиренные люди бесправны и ждут произвола и беззакония отовсюду. Вокруг царит откровенная, бесстыдная, самоуверенная нищета; воровство и растраты государственного добра стали обычным делом... Потрясает будничность, обыденность всего этого. Черное, которое уже не кажется черным, зло, вошедшее в привычку. «Нормально» так жить. А если два человека (хотя бы и в доме для душевнобольных) разговаривают на этические, философские темы, то они считаются помешанными. И это тоже «нормально»... Вот такая получается невеселая картина.

Тема рассказа «Ионыч» — обнищание, оскудение человеческой личности в условиях провинциального буржуазно-мещанского быта — предполагает грустные интонации. Основная идея рассказа — превращение прогрессивно мыслящего, умного, трудолюбивого человека в обывателя, стяжателя, нравственная его деградация. Писатель рисует постепенное погружение Старцева в «тину мелочей», повествует о том, как болото бездуховной жизни «засасывает» даже таких людей, каким был Старцев в то время, когда только приехал в город. «Ионыч» — это трагедия человеческой личности, поэтому в целом произведение грустное.

Правда, в рассказе много юмора. Используются такие средства создания комического эффекта, как преувеличение, смешные ситуации, нелепость поведения, своеобразная манера героев говорить. Характерно также, что к концу повествования уменьшается юмористический элемент и усиливается драматичность. Так, в заключительной сцене отъезда на юг Веры Иосифовны с дочерью Иван Петрович напутствует их в своей шутовской манере: «Прощайте пожалуйста». Но это смешное словосочетание звучит грустно: Туркины, не сумевшие воспитать в своей единственной дочери волю к борьбе за полную смысла жизнь и личное счастье, теперь хлопотливо заботятся о ее здоровье и каждую осень отправляют ее в Крым.

В пьесе «Вишневый сад» (1903), которую Чехов назвал комедией, смешного больше, чем грустного. Для достижения своей цели — доказать, что не гаевы и раневские, не лопахины и не Трофимовы превратят Россию в вишневый сад, — писатель использует различные средства комического. Например, прием внешнего комизма: Епиходов — «двадцать два несчастья» — натыкается на стул, Петя падает с лестницы... Прием подачи мелкого и незначительного как возвышенного и серьезного: обращение Гаева к шкафу и т. д. Комедийность пьесы заключается и в комичности образов Раневской и Гаева, и в комическом, сатирическом изображении почти всех второстепенных героев пьесы, и в недраматичности образов Пети, Ани, Лопахина.

В произведениях А. П. Чехова и смешное, и грустное помогали писателю решать основную задачу: убедить, что больше так жить невозможно. Несмотря на то что в произведениях Чехова много горестных раздумий о судьбах России, много разочарований, его грусть не ведет к безвольному примирению с действительностью. Наоборот, через все творчество писателя проходит светлая мечта об иной жизни, в которой найдут свое воплощение стремления людей к прекрасному и их замечательные душевные качества. Чехов не знал, когда придет новая жизнь, но он был уверен, что она будет. Поэтому мы вправе считать его творчество оптимистичным. По его произведениям мы изучаем жизнь России конца XIX века. Широта охвата общественных явлений, глубина проникновения в мир человеческих чувств и великолепное мастерство слова ставят Чехова в ряд замечательных русских художни-ков-реалистов.

Страницы: 1  [2]   (сочинение разбито на страницы)






Читайте также:



Это важно знать



Здесь можно скачать любое сочинение бесплатно