Сочинения по русскому языку и литературе
С нашим сайтом написать сочинение проще простого

На нашем сайте 3753 сочинения! Не понравилось одно — найдите другое на эту же тему:

А. С. Пушкин о назначении поэта и поэзии


Страницы: 1  [2]   (сочинение разбито на страницы)

Я не рожден царей забавить

Стыдливой музою моей.

К этому времени возникает у поэта и высокая священная обязанность: воспевание вольности, прославление свободы. Именно в этот период звучат бессмертные строки пушкинской «Вольности»:

Хочу воспеть свободу миру,

На тронах поразить порок.

Именно в эти годы поэт призывает своих единомышленников, собратьев по перу, своих друзей посвятить отчизне «души прекрасные порывы».

Эта основная идея — служить своей поэзией отчизне—проходит красной нитью через все творчество русского народного поэта Пушкина. И в годы южной ссылки художник остается верен этим идеалам. В стихотворении «Война» (1821 г.) Пушкин, мечтая принять участие в освободительной войне греческого народа, говорит, что со смертью поэта умирает и «священный сердца жар, к высокому стремленье».

Пушкин рассматривал способность к поэтическому творчеству, как великий дар, который поэт не должен растрачивать безрассудно. Этот дар надо беречь и употреблять во благо людям. В послании лицейским друзьям «19 октября» (1825 г.) Пушкин говорит с грустью: «Свой дар, как жизнь, я тратил без вниманья...» Творчество — это наслаждение, ради творчества стоит жить. И даже в минуту грусти, когда будущее кажется унылым и сулит лишь труд и горе, именно вдохновение, творчество, сила поэзии удерживают поэта в жизни:

Но не хочу, о други, умирать;

Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать;

И ведаю, мне будут наслажденья

Меж горестей, забот и треволненья...

Нет сомнений, что это наслажденье — творчество:

Порой опять гармонией упьюсь,

Над вымыслом слезами обольюсь...

(«Элегия», 1830)

Жить прежде всего для того, «чтоб мыслить»... Предъявляя высокие требования к личности художника, Пушкин считал, что поэт должен быть просвещенным человеком, идти в ногу с веком. Сам Пушкин всегда поражал друзей энциклопедичностью своих знаний. Уже в лицейские годы он читает произведения мыслителей-гуманистов. Поэт перечисляет своих любимых авторов в стихотворении «Городок» (1815 г.). В дальнейшем он всю жизнь продолжает учиться. В послании к Чаадаеву 1821 года из Кишинева Пушкин говорит, что он «познал и тихий труд, и жажду размышлений» и что он хочет «и в просвещении стать с веком наравне». Поэтому неудивительно, что в торжествующем гимне разуму «Вакхической песне», написанной в горькие годы изгнанья, Пушкин ставит рядом муз и разум и поет им здравие:

Да здравствуют музы, да здравствует разум!..

Да здравствует солнце, да скроется тьма!

Поэтическое творчество — это и тяжкий труд, и блаженство вдохновенья. Пожалуй, лучше всего, с предельным лаконизмом и необъятной глубиной, эта мысль звучит в послании «Дельвигу» (1817 г.):

Но где же вы, минуты упоенья,

Неизъяснимый сердца жар,

Одушевленный труд и слезы вдохновенья!

Не раз Пушкин возвращается к проблемам процесса творчества, места поэта в обществе, права суда над поэтическими творениями. Наиболее ярко образ поэта создан им в стихотворении «Поэт» (1827 г.).

Творчество — это жертва, которую надо принести богу поэзии Аполлону за право испытать наслаждение вдохновением. Поэт в своем творчестве должен подыматься на недосягаемые для обыкновенного человека высоты, он должен отбросить от себя все мелкое, обыденное, житейское. Поэт должен находить в себе мысли самые мудрые, самые глубокие и дарить их людям. Пока Аполлон не потребовал от поэта «священной жертвы», поэт может жить своей обыденной жизнью, «в заботах суетного света». Когда же он слышит зов музы, все меняется:

Но лишь божественный глагол

До слуха чуткого коснется,

Душа поэта встрепенется,

Как пробудившийся орел.

И тогда у поэта появляются новые силы, его глаза открываются, он тоскует среди мирских забав, людская молва его не занимает, и он бежит от людей и углубляется в святое святых — творчество:

Бежит он, дикий и суровый,

И звуков и смятенья полн,

На берега пустынных волн,

В широкошумные дубровы...

Пушкин считает, что поэт сам должен судить свои творения высоким и требовательным судом («Поэту», 1830 ):

...Ты сам свой высший суд;

Всех строже оценить умеешь ты свой труд.

Ты им доволен ли, взыскательный художник?

Доволен? Так пускай толпа его бранит...

Пушкин призывает поэтов не увлекаться мимолетной славой, спокойно принимать и восторги, и смех «толпы холодной». В этом стихотворении главное — призыв к поэту идти «дорогою свободной», куда влечет «свободный ум», призыв быть независимым в своих чувствах, мнениях, не ждать наград за свое творчество от «власть имущих».

Идею свободы, независимости поэта от светской черни Пушкин развивает и в стихотворении «Поэт и толпа» (1828 г.).

Высокой целью своей поэзии Пушкин считал служение России, защиту передовых идей своего времени. Он не желал идти навстречу требованиям света, видевшего в литературе средство для нравоучений в духе верноподданнической морали. Как-то раз, когда Пушкина в светском салоне попросили прочесть что-нибудь из своих произведений, он прочел «Поэт и толпа», а затем сказал друзьям: «В другой раз не станут просить». Именно о светской черни говорит Пушкин в этом стихотворении, провозглашая свободу и независимость поэта от нее.

Поэт должен быть свободен и не бояться земных властителей, как не испугался их «вдохновенный кудесник», «любимец богов» («Песнь о вещем Олеге», 1822). Поэт чист и свободен, он смело может ответить владыке:

Волхвы не боятся могучих владык,

А княжеский дар им не нужен;

Правдив и свободен их вещий язык...

С этими строками, написанными Пушкиным в ссылке, куда его отправил земной владыка — царь Александр I в наказание за вольнолюбивые стихи, перекликаются строки бессмертного пушкинского «Пророка» (1826 г.). Это стихотворение было написано в самый тяжелый для поэта период скорби по погибшим декабристам, когда он страстно желал как-то облегчить участь сосланных на каторгу друзей.

«Пророк» отражает раздумья поэта о своей литературной судьбе, о назначении поэта, о возможности продолжать служить своим творчеством делу декабристов в условиях жесточайшего реакционного политического режима. И на листы ложатся трепетные строки, отражающие твердое решение поэта продолжать святое дело правды.

Стихотворение развивает мотивы одной из библейских легенд. В условиях жестокой политической цензуры необходимо было писать иносказательно. Поэтому Пушкин сознательно сохраняет старинный библейский стиль и вводит библейские слова и выражения, архаизмы и славянизмы («перстами», «зениц», «отверзлись», «вещие», «десницею», «и виждь, и внемли»).

В облике пророка выступает поэт-гражданин, несущий свое пламенное свободное слово. Автор наделяет поэта качествами, которые помогают ему выполнить свою священную миссию. «Вещие зеницы» позволяют поэту увидеть в мире все: и то, как обманывают народ царские чиновники, и то, как страдает бедный крестьянский люд, а помещик присваивает себе «и труд, и собственность, и время земледельца»; увидеть и рассказать об этом людям.

Поэт слышит полет ангелов и подземный рост лозы. Мудрое понимание и познание жизни нельзя передать обычной речью («и празднословной, и лукавой»), поэтому «шестикрылый серафим» вкладывает в уста поэта «жало мудрыя змеи», чтобы этим жалом он мог продолжать разить «порок на троне». Вместо трепетного сердца в грудь поэта вкладывается «угль, пылающий огнем», чтобы осветить людям путь к новой жизни.

Но кто же призвал поэта к свершению его благородной миссии?

Как труп в пустыне я лежал,

И Бога глас ко мне воззвал...

Глас Бога — это высокая, благородная, гуманная идея, которая воодушевила поэта на творчество, повелела ему встать и идти по земле, «глаголом жечь сердца людей»: силой поэтического слова нести людям подлинную, неприкрытую правду жизни.

Пушкин использует прием единоначатия, повтора (анафора), часто встречающийся в Библии: в начале шестнадцати строк этого стихотворения поставлен союз «и», придающий речи пророка суровую, решительную и строгую назидательность и в то же время усиливающий экспрессию, Особой выразительности достигает Пушкин также эмоционально-оценочными эпитетами («пылающий огонь», «сердце трепетное», «кровавая десница», «грешный мой язык») и размером (четырехстопный ямб с пиррихиями почти в каждой строфе).

Смысл стихотворения: лишь тот поэт, кто своим правдивым поэтическим словом умеет пробудить в человеке лучшие, благородные чувства, кто открывает людям истину, кто побуждает людей к действию — жжет их сердца.

Пушкин понимал, что истинное искусство нетленно. Оно выражает общечеловеческие чувства и может выйти далеко за пределы той эпохи, в которую творил поэт. Он сознавал, что творения истинного искусства переживут поэта и будут любимы потомками.

Признание потомков, преемственная связь с ними всегда волновали Пушкина. Творчество Пушкина оптимистично по своей сути; в самые тяжелые минуты вера в будущее не оставляла поэта. Он верил в новое, молодое поколение, которое завершит незавершенное, он пламенно приветствовал обновление природы, а с ним и обновление общества, он приветствовал молодость:

Здравствуй, племя

Младое, незнакомое!

(«...Вновь я посетил...», 1835)

Пушкин к этому времени уже твердо знал, что его творчество нужно людям. Об этом свидетельствует его поэтическое завещание, написанное за пять месяцев до смерти, — стихотворение «Памятник» (21 августа 1836 года). Эти пророческие стихи были написаны в трудную минуту, когда от Пушкина отвернулись и читатели, и критика, и даже близкие друзья, которые не могли понять пушкинского реализма и требовали от него произведений романтических.

«Памятник» Пушкина по своей теме и по настроению напоминает одноименную оду Державина, который, в свою очередь, использовал в качестве образца оду древнеримского поэта Горация «Памятник». У Пушкина, как и у Державина, в стихотворении пять строф, написанных в определенном размере. Следуя за текстом Державина, Пушкин в то же время переосмысливает содержание стихотворения, его идею. Мысли Пушкина и Державина о творчестве и подход к оценке творчества глубоко различны.

Уже в первой строфе Пушкин подчеркивает свою народность:

Я памятник себе воздвиг нерукотворный,

К нему не зарастет народная тропа...

Поэт с гордостью пишет о своей непокорности существующему строю, которая вознесет его выше царей в памяти народа:

Вознесся выше он главою непокорной

Александрийского столпа.

Пушкин уверен в бессмертии своих творений и предсказывает, что все народы великой державы будут считать его своим народным поэтом. Поэт уверен в бессмертии своих творений:

Нет, весь я не умру — душа в заветной лире

Мой прах переживет и тленья убежит...

В 4-й строфе заключена основная мысль стихотворения. В ней Пушкин раскрывает идейный смысл своего творчества, дает ему оценку с точки зрения будущих поколений:

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил я Свободу

И милость к падшим призывал.

Уверенность в своей будущей славе, во всенародном признании и любви дают поэту силы равнодушно принимать хулу и клевету и следовать собственному призванию — исполнять свой долг перед народом, совершать свой исторический подвиг. Этой задаче служат и художественные средства. Соответствующий подбор эпитетов создает торжественный настрой («нерукотворный», «непокорный»). Все стихотворение звучит возвышенно. Этому способствуют и славянизмы («воздвиг», «главою», «тленья», «пиит», «сущий» и т. д.). В целом «Памятник» — это торжественная речь поэта-гражданина, утверждающего свое право на историческое бессмертие.

Первым понял это право В. Г. Белинский, когда написал свои пророческие слова о Пушкине: «Придет время, когда он будет в России поэтом классическим, по творениям которого будут образовывать и развивать не только эстетическое, но и нравственное чувство».

Страницы: 1  [2]   (сочинение разбито на страницы)






Читайте также:



Это важно знать



Здесь можно скачать любое сочинение бесплатно