Сочинения по русскому языку и литературе
С нашим сайтом написать сочинение проще простого

На нашем сайте 3753 сочинения! Не понравилось одно — найдите другое на эту же тему:

Мцыри и Демон


Страницы: [1]  2   (сочинение разбито на страницы)

В творчестве Лермонтова можно проследить два типа протестующих героев. Те, которые в борьбе со злом придерживаются общенародной этической нормы (к таким принадлежит Мцыри), и индивидуалисты мятежного склада, нарушители общенародной морали (к ним относится Демон).

В поэму «Демон» автором вложена мысль о том, что одинокий бунтующий герой, противопоставляющий себя всему миру, неизбежно испытывает трагические последствия этого противостояния. Когда-то Демон жил на Земле. Тогда жизнь его была похожа на жизнь многих людей. Так же «он верил и любил», «не знал ни злобы, ни сомненья». Но так длилось недолго. Демон отвергает действительность, отвергает такую жизнь, когда нужно

Жить для себя, скучать собой

И этой вечною борьбой

Без торжества, без примиренья!

Всегда жалеть и не желать,

Все знать, все чувствовать, все видеть,

Стараться все возненавидеть...

Но и сам он был отвергнут жизнью. Попав в мир иной, Демон здесь хочет найти друзей, но «слов и лиц и взоров злобных» людей, бывших, как и он, изгнанниками, он теперь не узнавал. И в Демоне возникает презрение ко всем людям, ко всему роду человеческому. Не зная, чем заняться в одиночестве, он «без цели и следа» летал «бог весть откуда и куда».

Демон, наконец, находит себе дело: он творит зло, обрекая людей на гибель, чтобы «спастись от думы неизбежной и незабвенное за&бцгь». Но «и зло наскучило ему». В недовольстве своим состоянием заключается самое сильное страдание Демона. Он хочет изменить свое положение. Увидев Тамару, он полюбил ее. В любви он пытается найти утраченнук» гармонию, потерянную связь с миром. Он хочет передать Тамаре свои взгляды, пытается научить ее презрению к людям. И это стремление Демона к разрушению, проявляющееся в нем несмотря на то, что «зло наскучило ему», превратило его в погубителя жениха Тамары и ее самой. Отсюда и те необратимые болезненные процессы в душе Демона, которые доказывают, что он — герой страдающий. Об этом же говорит мучительное переживание им одиночества, сознание непричастности, бесплодности существования, жгучая печаль. Но Демон еще и пострадавший. Он пострадал не только потому, что был отвергнут Землей, не только тогда, когда потерял Тамару, но и из-за своего индивидуализма, жестокости. Однако образ Демона прекрасен и впечатляющ, его поэтичность в том, что он и страдающий, и пострадавший.

Несколько иначе дан образ Мцыри. Белинский называл Мцыри «любимым идеалом» Лермонтова. В личности Мцыри очень живо и убедительно сочетаются черты силы и слабости. Он способен яростно биться, как барс, но легко утомляется и отчаивается до исступления. В трагических скитаниях Мцыри борется не только с внешними препятствиями, но еще больше — с этой немощью. Все это делает Мцыри героем страдающим. Мцыри — высокий мятежный герой, ищущий пути из своего заточения на родину, в мир свободы, борьбы и любви. Он сам признается:

Я знал одной лишь думы власть,

Одну — но пламенную страсть:

Она, как червь, во мне жила,

Изгрызла душу и сожгла.

Она мечты мои звала

От келий душных и молитв

В тот чудный мир тревог и битв,

Где в тучах прячутся скалы,

Где люди вольны, как орлы.

Лермонтов пишет, что Мцыри — «душой дитя», и это не только по поводу его юного возраста, но и намек на детскую чистоту души. Мцыри не знал тех разочарований, которые постигли Демона. Его одиночество— невольное, вынужденное. Мцыри мучается от одиночества, хочет избавиться от него. Он бежит из монастыря, где жизнь была похожа на тюрьму. Совсем немного пробыл Мцыри на воле, но сколько увидел он, сколько желаний возникло у него! В поэме почти исключен мотив любви. Он лишь в краткой встрече героя с грузинкой. Мцыри, побеждая порыв молодого сердца, отказывается от личного счастья во имя идеала свободы.

Оказавшись вновь в монастыре, Мцыри понимает, что больше ему никогда не выйти на свободу, что путь на родину для него закрыт навсегда. Он погибает. Его гибель в поэме символизирует неодолимость всех встречающихся одному человеку препятствий, безысходность единичного протеста. Между Демоном и Мцыри есть сходство, но есть и различия. Мцыри богаче Демона определенностью своего идеала, силой своей веры, направленностью своих исканий. Путь Мцыри — путь на родину, к народу. Путь Демона — от народа. Мцыри не испытывает, в отличие от Демона, презрения ко всем людям. Он полон тайной любви к людям, сохранил «веру гордую в людей и жизнь иную». Мцыри далек от равнодушия по отношению к природе, которое проявляет Демон, — он сам ее частица, соучастник и союзник:

Страницы: [1]  2   (сочинение разбито на страницы)






Читайте также:



Это важно знать



Здесь можно скачать любое сочинение бесплатно