Сочинения по русскому языку и литературе
С нашим сайтом написать сочинение проще простого

На нашем сайте 3753 сочинения! Не понравилось одно — найдите другое на эту же тему:

Пьер Безухов в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»


Страницы: 1  [2]   (сочинение разбито на страницы)

Своими новыми представлениями о жизни Пьер делится с Андреем Болконским. Пьер пытается преобразовать орден масонов, составляет проект, в котором призывает к деятельности, практической помощи ближнему, к распространению нравственных идей во имя блага человечества во всем мире... Однако масоны решительно отвергают проект Пьера, и он окончательно убеждается в основательности своих подозрений насчет того, что многие из них искали в масонстве средство расширения своих светских связей, что масонов — этих ничтожных людей — интересовали не проблемы добра, любви, истины, блага человечества, а «мундиры и кресты, которых они добивались в жизни».

Новый душевный подъем испытывает Пьер в связи с народным патриотическим подъемом во время Отечественной войны 1812 года. Не будучи военным, он принимает участие в Бородинском сражении. Пейзаж Бородинского поля перед началом битвы (яркое солнце, туман, дальние леса, золотые поля и перелески, дымы выстрелов) соотносится с настроением и мыслями Пьера, вызывая у него какую-то приподнятость, ощущение красоты зрелища, величия происходящего. Его глазами Толстой передает свое понимание решающих в народной, исторической жизни событий. Потрясенный поведением солдат, Пьер сам проявляет мужество и готовность к самопожертвованию.

В то же время нельзя не отметить наивность героя: принятое им решение убить Наполеона. В одной из иллюстраций Шмаринов хорошо передает эту черту: Пьер изображен переодетым в простонародное платье, делающее его неуклюжим, мрачно-сосредото-ченным. По дороге, приближаясь к главной квартире французов, он совершает благородные поступки: спасает девочку из горящего дома, вступается за мирных жителей, которых грабили французы-мародеры. В отношении Пьера к простым людям и к природе еще раз проявляется авторский нравственно-эстетический критерий прекрасного в человеке: Толстой находит его в слиянии с народом и природой.

Решающей для Пьера становится его встреча с солдатом, бывшим крестьянином Платоном Каратаевым, который, по мнению Толстого, олицетворяет народные массы. «Эта встреча означала для героя приобщение к народу, народной мудрости, еще более тесное сближение с простыми людьми. В плену Пьер обретает «то спокойствие и довольство собой, к которым он тщетно стремился прежде». Здесь он «узнал не умом, а всем существом своим, жизнью, что человек сотворен для счастья, что счастье в нем самом, в удовлетворении естественных человеческих потребностей...» Приобщение к народной правде, к народному умению жить помогает внутреннему освобождению Пьера, всегда искавшего решения вопроса о смысле жизни: «...он искал этого в филантропии, в масонстве, в рассеянии светской жизни, в вине, в геройском подвиге самопожертвования, в романтической любви к Наташе; он искал этого путем мысли, и все эти искания и попытки все обманули его». И вот, наконец, с помощью Каратаева этот вопрос разрешен.

Самое существенное в Каратаеве — верность и неизменность. Верность себе, своей единственной и постоянной душевной правде. Какое-то время этому следует Пьер. В характеристике душевного состояния героя в эту пору Толстой развивает свои идеи о внутреннем счастье человека, которое заключается в полной душевной свободе, спокойствии и умиротворении, независимых от внешних обстоятельств.

Однако, испытав на себе влияние философии Каратаева, Пьер, вернувшись из плена, не стал карата-евцем, непротивленцем. По самой сути своего характера он не способен был принять жизнь без поисков. Познав правду Каратаева, Пьер в эпилоге романа уже идет своим путем. Его спор с Николаем Ростовым доказывает, что перед Безуховым стоит проблема нравственного обновления общества. «Деятельная добродетель», по мысли Пьера, может вывести страну из кризиса. Необходимо объединение честных людей. Счастливая семейная жизнь (в браке с Наташей Ростовой) не уводит Пьера от общественных интересов. Он становится членом тайного общества. С возмущением говорит Пьер о реакции, наступившей в России, об аракчеевщине, воровстве. В то же время он понимает силу народа, верит в него. При всем этом герой решительно выступает против насилия. Иначе говоря, для Пьера решающим в переустройстве общества остается путь нравственного самосовершенствования,

Напряженный интеллектуальный поиск, способность на бескорыстные поступки, высокие душевные порывы, благородство и преданность в любви (отношения с Наташей), истинный патриотизм, желание сделать общество более справедливым и человечным, правдивость и естественность, стремление к самоусовершенствованию делают Пьера одним из лучших людей его времени.

Закончить сочинение хочется словами Толстого, которые многое объясняют в судьбах писателя и его любимых героев: «Чтоб жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие — душевная подлость».

Пояснения к сочинению

Сочинение представляется удачным и по глубине раскрытия темы, и по новизне прочтения образа с позиций нашего времени: обосновывается несостоятельность идей разрушения и ненависти и утверждается необходимость справедливости, добра, милосердия. Обнаружено умение понимать человека, мысли, переживания героя и умение видеть авторское отношение к нему (начиная с портрета). Отобраны важнейшие эпизоды для выяснения морального облика персонажа, причем тот или иной эпизод рассматривается сквозь призму авторской оценки. Выделяется главным образом нравственная позиция автора. Объясняются художественные приемы раскрытия характера в целом, показываются отношения героя с окружающими его лицами, споры. Дается интерпретация персонажа в других видах искусства, в частности в живописи; выражено свое отношение к герою Толстого. Работу отличают знание текста, композиционная стройность, ясность мысли, доказательность, ссылка на первоисточник, понимание места образа Пьера Безухова в контексте эпохи, а также чувство стиля, логика, последовательность изложения, богатство словаря, использование различных языковых средств. Соблюдены все основные признаки сочинения типа характеристики. К недостаткам следует отнести некоторые длинноты в изложении, стилистические погрешности.

Часто предлагается и такой вариант сочинения об одном литературном герое, как анализ характера. Поступающие должны различать образ и характер. В литературоведческих исследованиях указывается, что понятие образа шире понятия характера1, так как образ, в котором прежде всего раскрывается характер героя, включает также описание внешнего, материально-предметного мира (природа, быт, вещи), окружающего человека и вне которого он немыслим. Как видим, эти понятия взаимопроникающие.

Но если образ — это человеческая жизнь в ее целостности, то характер — это человеческая индивидуальность во всем живом многообразии присущих ей черт и качеств, конкретный человек с его поступками и переживаниями в конкретной жизненной обстановке. При этом характер в литературе раскрывается не просто как сочетание в человеке различных черт, а как совокупность, образующая определенное единство. Характер, как правило, показывается на разных стадиях его развития, подвержен эволюции. Логика движения характера, раскрывающая жизненные закономерности (действия героя органически вытекают из самой природы его натуры, его характера, который, в свою очередь, обусловлен окружающей действительностью, жизненными обстоятельствами), определяет судьбу героя. Характер, живая человеческая личность, содержит в себе элемент авторской оценки, причем возможно несовпадение объективной значимости персонажа и субъективного писательского отношения к нему.

Страницы: 1  [2]   (сочинение разбито на страницы)






Читайте также:



Это важно знать



Здесь можно скачать любое сочинение бесплатно